ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

направление в психологии и педагогике, ставившее целью всестороннее исследование ребенка и обоснование пед.теории экспериментальным путем Возникло в кон. 19 в, когда была доказана возможность применения исследоват.эксперимента к изучению детей Термин «Э и » предложен в нач. 20 в Э Мейма-ном Изучение ребенка в целях построения пед.теории предпринималось учеными разных специальностей и велось в неск направлениях изучение закономерностей психич. и физич. развития подрастающих поколений, исследование умственной работы школьника и условий ее успешного осуществления, изучение познават. процессов и формирование эмоциональной и волевой сферы ребенка и др. Объединяющим эти исследования принципом было стремление создать целостное представление о ребенке на разл. ступенях возрастного развития и сформулировать науч. основы пед.воздействия Наиб. значение во всех исследованиях отводилось психол. данным, что определяло их зависимость от состояния психол. науки, для прогресса к-рой существенное значение имело внедрение эксперимента, создание спец. эксперим.лабораторий и ин-тов, получивших распространение в 80-х гг. 19 в Это, в свою очередь, породило мысль о применении эксперимента в изучении дет развития и об использовании его для решения пед.задач Первое эксперим.исследование детей в условиях шк жизни было проведено в 1879 И А Сикорским, но большого резонанса в тот период оно не вызвало В 90-х гг, когда расширилась и укрепилась сеть психол. лабораторий, стали создаваться спец. психол. -пед.лаборатории (активную роль в этом плане играли Э Мейман, А Бине в Европе, С Холл в США)

Применение эксперимента и др. родственных методов (в частности, статистических) содействовало быстрому накоплению данных в разл. областях исследования дет развития, расширению возрастных границ (первоначально изучение было сосредоточено на детях дошк. возраста), разнообразию проблематики исследований Объект этих исследований был один (развивающийся ребенок), состояние всех аспектов его изучения находилось на нач. стадии, и предмет исследования каждого из науч. направлений не был четко определен Поэтому к исследованиям, носившим близкий по содержанию характер, применялись разл. названия, отражавшие сферу интересов автора, - детская психология, юношествоведение, педология, пед.психология, гигиена воспитания Одним из названий такого рода исследований стала Э и, акцентировавшая внимание на применении эксперимента как основы получения подлинно науч. фактов, на к-рых должна строиться теория педагогики С нач. 20 в тенденция к применению эксперимента в изучении ребенка стала все больше нарастать и термин «Э и » получил распространение, в т.ч. и в России Первая рус. лаборатория по изучению ребенка в пед.целях была основана А II Нечаевым в Петербурге в 1901. В 1910 организовано Об-во эксперим.педагогики Первоначально в рус. науке большее распространение имел термин «пед.психология», и два первых всерос. съезда, посвященных проблемам изучения ребенка и науч. обоснования педагогики, носили название съездов по пед.психологии (в 1906 и 1909 в Петербурге) Но в связи с ростом интереса к проблеме методов исследования и ее активной разработке (в этом плане имели важное значение метод естеств. эксперимента, предложенный А Ф Лазурским, работы Г И Россолимо, H А Бернштейна и др) более популярным стал термин «Э и », и три последующих съезда носили название съездов по Э и (1910, 1913 и 1916 в Петербурге) В 20-х -нач. 30-х гг. вследствие преобладания задачи всестороннего изучения ребенка стал широко применяться термин педология После прекращения педол исследований (1936) в науч. обиходе сохранились термины детская психология, педагогическая психология

В ходе развития науч. исследований значение эксперимента стало очевидным и несомненным В совр. психологии и педагогике эксперимент находит широкое применение Эксперим.обучение - один из эффективных методов исследования психол. -дидактич. проблем Содержание эксперимента, его структура и форма координируются с теоретич. принципами, принятыми в этих отраслях психологии

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА" в других словарях:

  • экспериментальная педагогика — eksperimentinė pedagogika statusas T sritis švietimas apibrėžtis XX а. рr. atsiradusi pedagogikos kryptis, kurios atstovai bandė kurti pedagogikos teoriją, remdamiesi vien eksperimentais, atmesdami filosofiją kaip dalyką, nereikalingą ugdymo… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • экспериментальная педагогика — eksperimentinė pedagogika statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Pedagogikos kryptis – pedagogikos teorija, kuriama remiantis vien eksperimentais, atmetant filosofiją kaip dalyką, nereikalingą ugdymo mokslui. atitikmenys: angl.… …   Sporto terminų žodynas

  • Экспериментальная педагогика —     направление в психологии и педагогике, ставившее целью всестороннее исследование ребёнка и обоснование педагогической теории экспериментальным путём. Возникло в конце 19 в.; термин предложен в начале 20 в. Э. Мейманом. Первое… …   Педагогический терминологический словарь

  • Педагогика — I Педагогика (греч. paidagogike)         наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения.          Основными категориями …   Большая советская энциклопедия

  • Педагогика — I Педагогика (греч. paidagogike)         наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения.          Основными категориями …   Большая советская энциклопедия

  • ПЕДАГОГИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ — одно из направлений, возникшее в западной педагогике на рубеже XIX и XX вв. Наиболее известными его представителями были немецкие психологи и педагоги В.Лай, Э.Мейман, американские. С.Холл, Э.Торндайк, русский психолог А.Я.Нечаев. Основными… …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Педагогика экспериментальная —     одно из направлений, возникшее в западной педагогике на рубеже XIX и XX вв. Наиболее известными его представителями были нем. психологи и педагоги В. Лай, Э. Мейман, амер. С. Холл, Э. Торндайк, русский психолог А.Я. Нечаев. Основными методами …   Педагогический терминологический словарь

  • Педагогика экспериментальная — одно из направлений, возникшее в западной педагогике на рубеже XIX и XX вв. Наиболее известными его представителями были нем. психологи и педагоги B. Лай, Э. Мейман, амер. С. Холл, Э. Торндайк, русский психолог А. Я. Нечаев. Основными методами… …   Педагогический словарь

  • Музейная педагогика —     область науки, изучающая историю, особенности культурно образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями и др. Осн. цель М.п. приобщение к …   Педагогический терминологический словарь

  • СССР. Общественные науки —         Философия          Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»