ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

информационная и организац.-практич. деятельность семьи, уч. заведений, гос., обществ. и коммерч. орг-ций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе или перемене профессии с учётом индивид, интересов каждой личности и потребностей рынка труда. Координируется специализиров. профориентац. службами, в составе к-рых действуют центры, бюро, кабинеты и др.

Проблема выбора человеком профессии и помощи в подборе ему подходящего занятия обусловлена потребностями развития личности и общества.

В ист. плане проблемы выбора и подбора профессии прошли этапы от стихийного и традиционного разделения труда и распределения людей по профессиям к профессиональному самоопределению человека, при к-ром возрастает как приоритет личности, так и её ответственность за обоснованность и результаты решений. Право человека на свободный выбор профессии и специальности имеет смысл, когда оно согласуется с правом работодателя на отбор специалистов с учётом их индивидуальных, в т. ч. профессионально значимых, качеств, запросов рынка труда.

Увеличение кол-ва профессий до неск. тысяч, усложнение и интенсификация труда, дифференциация образования, предоставление человеку разнообразных возможностей в выборе форм получения проф. подготовки и типов уч. заведений, сфер приложения труда стимулировали развитие услуг по выбору профессии.

В кон. 19 в. в Великобритании, Германии, США и др. странах при биржах труда, пром. предприятиях создавались бюро по проф. отбору рабочих, самостоят. службы П. о. молодёжи, развивалась практика разовых консультац. услуг. Тогда же исследования по П. о. начали: в Зап. Европе — Ф. Гальтон, А. Бине; в США — Ф. Парсон, Л. Термен и др.; в России — Н. И. Кареев, а также М. А. и Н. А. Рыбниковы (в пед. музее при Моск. учительском доме, 1912—17). Экс-перим. данные из области физиологии и психологии показали, что правильный учёт различий между людьми по физич. силе, выносливости, психол. качествам в процессе овладения конкретной специальностью при прочих равных условиях позволяет в неск. раз улучшить результаты обучения и практич. деятельности, повысить удовлетворённость личности своим трудом и обществ. положением.

После 2-й мировой войны в зап.-европ. странах и США в П. о. определились два направления. Диагностическое, к-рое, базируясь на прагматич. психологии, трактовало человеческие способности лишь как средство приспособления к требованиям окружающей среды. Альтернативой этой концепции стало направление, опиравшееся на исследования А. Валлона и его последователей, к-рые рассматривали П. о. в контексте развивающейся личности и выводили зависимость проф. самоопределения от целенаправленного воспитания. В практич. П. о. перспективным оказалось сближение этих позиций, однако психолого-пед. исследование П. о. стало связываться гл. обр. с проблематикой проф. самоопределения. П. о. по происхождению, сущности, критериям оценки эффективности

- проблема социально-экон. и гуманитарная, по методам изучения человека — психолого-педагогическая, социологическая и медико-биологическая. В её науч. исследовании наиб. продуктивен междисциплинарный подход.

С 1991 создаются центры занятости населения (биржи труда), оказывающие бесплатные профориентац. и профконсультац. услуги всем группам населения. Они оказывают (на договорной основе) помощь уч. заведениям.

В условиях перехода к рыночной экономике П. о. приобретает особые функции как регулятор процессов рационализации занятости, образования, социальной защиты трудоспособного населения, в т. ч. в связи с переобучением и трудоустройством представителей самых разл. возрастных и социальных групп (молодёжи, пенсионеров, инвалидов). Осознанному проф. выбору, посильному и перспективному в аспекте трудоустройства, содействуют ступенчатая система подготовки специалистов в проф. уч. заведениях от рабочей к ср. спец. и высш. квалификации, использование контрактной системы приёма на работу.

Эффективность профориентац. процесса определяется широтой и глубиной осведомлённости человека о трудовом процессе и самом себе. Эти знания приобретаются в уч. заведениях, а также во внеурочной и досуговой деятельности в кружках и т. п., выявляющих склонности и задатки личности. При целенаправленной П. о. в уч. заведениях важно сочетание словесно-наглядных методов с практическими (трудовыми). Такая модель получила признание в ряде гос— в Европы и Азии. Её науч. обоснование дал проф. С. Фукуяма (Япония).

В разл. странах действуют государственные (организационно и по источникам финансирования входящие в структуру ведомств занятости, а в ряде случаев

- и органов образования) и частные службы П. о. Часто гос. службы П. о. йентрализованны (в наим. степени в США). Неоднозначны подходы к решению практич. задач П. о.: в США и Швеции преобладает личностный подход (изучаются и учитываются предпочтения человека как приоритетный фактор при выборе профессии), в Германии распространена модель, предусматривающая самоанализ способностей и интересов личности с учётом реальных потребностей в рабочих и специалистах и возможностей трудоустройства, т.е. функционального совмещения спроса и предложения на рынке труда. Ориентация на личность в П. о. иногда критикуется (У. Канн и др.), т. к. в результате у человека нередко возникают необоснованные надежды и притязания, к-рые не выдерживают испытания практикой. Общей чертой заруб. профориентац. орг-ций является обслуживание всех групп населения, в т. ч. лиц, нуждающихся в перемене профессии.

П. о. в СССР получила развитие в 1928—36 в структуре ведомств по труду. В ней участвовали и органы нар. образования. Использовались теории и методики педологии, психотехники, велись поиски возможностей для профотбора с организацией и экономикой труда в разл. отраслях индустрии и стр-ва (Центр. ин-т труда, руководитель А. К. Гастев). Со 2-й пол. 30-х гг. до кон. 50-х гг. профориентац. деятельность была фактически приостановлена и начала восстанавливаться лишь в 60-е гг. Во 2-й пол. 80-х гг. были созданы центры П. о. школьников и молодёжи и взаимодействующих с ними служб, отраслевых и отд. предприятий.

П. о. трактовалась как базовое понятие, включающее 4 осн. вида: проф. информацию (проф. просвещение и проф. пропаганда), проф. консультацию, проф. отбор (проф. подбор) и проф. адаптацию. Проф. информация снабжает человека сведениями о хоз. структурах, предприятиях и учреждениях, реальном или ожидаемом спросе на конкретные профессии, о требованиях профессии к личности и организму человека, о соответствующих проф. уч. заведениях.

В процессе проф. консультации изучаются и сопоставляются возможности и желания человека с требованиями профессий к его здоровью, общеобразоват. знаниям, личностным качествам с целью выработки рекомендации о наиб. предпочтительных путях трудового самоопределения. Её специфич. методы: тестирование, анкетирование, собеседование.

Проф. отбор (подбор) осуществляется, как правило, по отношению к сложным видам деятельности с высокой степенью социальной, технол. и экон. ответственности. В квалифициров. проф. отборе применяются профессио-граммы с описанием осн. трудовых функций и операций и нормативов проф. пригодности, комплексы тестовых и др. методов. В итоге оформляется заключение о проф. пригодности к определённому виду деятельности.

Проф. адаптация означает процесс приспособления (привыкания) человека к содержанию, условиям, организации и режиму труда и к коллективу. Успешная адаптация является одним из показателей обоснованности выбора или подбора профессии. Она способствует развитию положит. отношения работника к своей деятельности, сближению обществ. и личной мотивации труда.

И. Н. Назимов.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ" в других словарях:

  • профессиональная ориентация — (от фран. orientation установка) комплекс психолого педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Профессиональная ориентация — Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio  род занятий и фр. orientation  установка)  система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии[1].… …   Википедия

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. Включает информацию о профессиях, о профессионально технических, средних специальных и высших учебных заведениях, индивидуальные консультации и т.д …   Юридический словарь

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ — (профориентация) система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. Включает информацию о профессиях, о профессионально технических, средних специальных и высших учебных заведениях, индивидуальные консультации и т. д.;… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Профессиональная Ориентация — система мероприятий по включению индивида к миру труда. Предполагает: 1. Профессиональное просвещение, информирование о мире профессий; 2. Профессиональное воспитание, выработка профессионально важных личностных качеств (работоспособность,… …   Психологический словарь

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ — квалифицированная помощь человеку при выборе или смене профессии; рекомендации по совершенствованию важных психофизиологических качеств, обучению. П. о. имеет место при приеме подростков в рабочие профессии (токарь, фрезеровщик, машинист… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • профессиональная ориентация — (профориентация), система мер, направленных на оказание помощи молодёжи в выборе профессии. Включает информацию о профессиях, о профессионально технических, средних специальных и высших учебных заведениях, индивидуальные консультации и т. д.;… …   Энциклопедический словарь

  • профессиональная ориентация — profesinė orientacija statusas T sritis švietimas apibrėžtis Disciplina, tirianti profesinio orientavimo teorines ir praktines problemas. Skiriama profesinės orientacijos psichologija, sociologija, pedagogika ir psichopedagogika. Pastaraisiais… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • профессиональная ориентация — profesinė orientacija statusas T sritis švietimas apibrėžtis Žinių apie profesijas, požiūrių ir nuostatų visuma, gebėjimas jas vertinti pagal savo tinkamumą kuriai nors veiklos sričiai. atitikmenys: angl. vocational orientation vok.… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • Профессиональная ориентация на рынке труда — 1.1. Профессиональная ориентация это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а… …   Официальная терминология

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ — – совокупность воспитательных и обучающих воздействий, развивающих у молодого человека умение осознанно принимать решения, относящиеся к профессиональному будущему, на основе учета природных способностей и образования, а также с учетом развития… …   Терминологический ювенологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»