ОСТРОГРАДСКИЙ Александр Федорович

ОСТРОГРАДСКИЙ Александр Федорович

[1853 — 3.8 (22.7).1907, Петербург], сурдопедагог. Пед. деятельность начал в Александровском кадетском корпусе, откуда в 1885 перешел в Петерб. уч-ще глухих, хотя и не имел спец. сурдопед. подготовки. В 1886 командирован в Германию, где ознакомился с т. н. звуковым методом преподавания. В 1887 приступил к перестройке организационно-метод. работы в Петерб. уч-ще на основе принципов, изложенных им впоследствии в «Руководстве к первоначальному обучению глухонемых детей по звуковому способу» (1889). Добивался приближения организации уч. работы и содержания обучения глухих к содержанию обучения слышащих детей в гор. уч-щах по Положению 1872. В 1893 выпустил «Книжку по грамоте» — пособие по усвоению грамматич. правил рус. языка. О. были также составлены и др. учебники и пособия, в частности «Рассказы из рус. истории со статьями о жизни первобытных людей» (1900) — первый спец. учебник по рус. истории для глухих. В 1897 открыл курсы для подготовки сурдопедагогов, в 1898 организовал выпуск журн. «Листок по обучению по звуковому способу глухонемых, воспитанию и призрению их».

Исследуя физиол. действия органов речи, О. пришёл к важному в пед. отношении выводу, что при несовершенстве органов речи на них можно воздействовать посредством спец. упражнений. Он разделил звуки рус. языка на концент-рич. группы по особенностям артикуляции. На помощь ребёнку в освоении звуков привлекались его руки и зеркало, что способствовало формированию восприятия речи на зрительной основе, а также за счёт кинестезич. и вибрационных ощущений. Эта, казалось бы, стройная метод. система в первонач. период обучения глухих не способствовала, однако, их общему умственному развитию. Её осн. недостатком было то, что обучение устной речи не отделялось от чтения с губ и обучения грамоте. Подчинение постановки звуков обучению грамоте приводило к сужению круга знаний глухого учащегося в нач. период обучения. Создавая методику обучения звуковой речи, О. не придавал также должного значения использованию остаточного слуха у глухих детей.

Лит.: Басова А. Г., Егорова С. Ф., История сурдопедагогики, М., 1984, гл. 11. А. Г. Басова.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ОСТРОГРАДСКИЙ Александр Федорович" в других словарях:

  • ОСТРОГРАДСКИЙ, Александр Федорович —  (1853 1907)    сурдопедагог. Педагогическую деятельность начал в Александровском кадетском корпусе, откуда в 1885 г. перешел в Петербургское училище глухих, хотя и не имел специальной сурдопедагогической подготовки. В 1886 г. командирован в… …   Дефектология. Словарь-справочник

  • Полтава — У этого термина существуют и другие значения, см. Полтава (значения). Город Полтава укр. Полтава …   Википедия

  • Петербургская Академия наук — общепринятое название высшего научного учреждения России до 1917. Основана в 1724 Петром I (по уставу 1747 Императорская Академия наук и художеств, с 1803 Императорская АН, с 1836 Императорская Санкт Петербургская АН). 17 действительных членов в… …   Энциклопедический словарь

  • Казацкая старшина Гетманщины — Малороссийский гербовник Основная статья: Старшина малороссийская Казацкая старшина Гетманщины  привилегированная категория должностных лиц в Украинском гетманате в 16 18 веках, осуществлявших военное и административное управление. Включала… …   Википедия

  • Командующие Черноморским флотом — Содержание 1 Главноначальствующие над Черноморским Флотом …   Википедия

  • Действительные члены РАН за всю историю существования — Полный список действительных членов Академии наук (Петербургской Академии наук, Императорской Академии наук, Императорской Санкт Петербургской Академии Наук, Академии наук СССР, Российской академии наук). # А Б В Г Д Е Ё Ж З …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»