КОНСПЕКТИРОВАНИЕ

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ

(от лат. cons-pectus — обзор, очерк), краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, включающее в себя осн. положения и их обоснование фактами, примерами и т. д. В процессе К. школьники учатся выделять главное, последовательно излагать материал, устанавливать связи между отд. положениями. К. развивает логич. мышление, совершенствует культуру речи, закрепляет в памяти прочитанное и услышанное. Овладение навыками К. необходимо для занятий самообразованием. Роль К. значительно возрастает в связи с осуществлением непрерывного образования. Прежде чем приступить к К., школьники учатся составлять план и тезисы. В плане вопросы, рассматриваемые в произведении (лекции, докладе), перечисляются в последоват., связном, логически обоснованном порядке. Тезисы кратко формулируют основные положения письменного или устного текста, но в отличие от конспекта не содержат фактич. материала. План и тезисы, дополненные фактич. материалом (цифры, схемы, таблицы и т. д.), примерами, аналогиями и т. п., представляют собственно конспект. Обучение навыкам самостоят. работы над текстом целесообразно проводить уже в нач. школе, постепенно усложняя работу: от составления плана главы, разбора худож. произв. до выделения осн. мыслей, установления логич. связей между важнейшими положениями, фактами и т. д. Важный этап в обучении элементам К. — составление планов-тезисов по отд. произв., статьям. Напр., это могут быть лит.-критич. статьи, в к-рых даётся общий очерк эпохи, характеризуется творчество писателя и т. д. По истории планы-тезисы могут быть составлены по материалу отд. темы (напр., при изучении социальных движений, войн). Навыки самостоят. работы над текстом старшеклассники приобретают также в процессе аннотирования и рецензирования статей, науч.-популярных, ист.-худож. и др. произведений.

Приступая к обучению собственно К., учитель рекомендует учащимся сначала уяснить смысл всего текста в целом, затем разделить его на осн. части (составить план) и сформулировать в каждой из них гл. мысли (тезисы), последовательно их изложить, подкрепив фактич. материалом, примерами и т. д. В процессе К. используются разл. способы выделения текста: подчёркивание, шрифтовые выделения и т. д. Конспект по математике может составляться в виде схематич. зарисовки с введением матем. символики. К. — процесс творческий, каждый конспект отражает индивидуальные особенности, направленность мыслей, интересы конспектирующего. Поэтому запись лекций, докладов только условно можно назвать К. Характер этой работы отличается от К. печатных текстов тем, что, конспектируя лекцию, учащиеся ограничиваются материалом лектора, не могут вернуться к ранее сказанному, сопоставить факты и т. д. Однако в тех случаях, когда эти записи после лекции обрабатываются и дополняются, они приобретают черты собственно конспекта.

Лит.: Крупская Н. К., Как самостоятельно работать над книгой, Пед. соч. в 11 тт., т. 9, М., 1960; Г с ц о в Г., Работа с книгой: рациональные приемы, М., 1984"; Колесова А. М., Науч. организация умственного труда учащихся. Л1975; Русаков Б. А., НОТ школьника, М., 1976; Чирва А., Учись учиться, М., 1977; Штернберг Л. Ф., Скоростное конспектирование, М., 1988.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "КОНСПЕКТИРОВАНИЕ" в других словарях:

  • конспектирование — КОНСПЕКТИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; несов., что. Составлять конспект чего н. К. учебник, лекции. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • конспектирование — сущ., кол во синонимов: 1 • записывание (20) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • КОНСПЕКТИРОВАНИЕ — КОНСПЕКТИРОВАНИЕ. 1. Процесс интеллектуальной обработки и письменной фиксации читаемого или воспринимаемого на слух текста в форме конспекта. 2. Сложный вид речевой деятельности, сочетающий аудирование или чтение с письмом. К. является объектом… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Конспектирование — ср. 1. процесс действия по гл. конспектировать 2. Результат такого действия; краткая запись, краткое изложение содержания, конспект чего либо (лекции, речи, какого либо печатного произведения и т.п.). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова.… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • конспектирование — конспектирование, конспектирования, конспектирования, конспектирований, конспектированию, конспектированиям, конспектирование, конспектирования, конспектированием, конспектированиями, конспектировании, конспектированиях (Источник: «Полная… …   Формы слов

  • Конспектирование — 1. Процесс мыслительной переработки и письменной фиксации читаемого или аудируемого текста, результатом которого является запись в форме конспекта. Происходящая при этом специальная переработка информации определяется как «свертывание» (по Н.И.… …   Педагогическое речеведение

  • конспектирование — конспект ирование, я …   Русский орфографический словарь

  • Конспектирование — (от лат. conspectus обзор, очерк)     краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, включающее в себя осн. положения и их обоснование фактами, примерами и т.д. К. развивает логическое мышление, совершенствует культуру речи,… …   Педагогический терминологический словарь

  • конспектирование — (2 с), Пр. о конспекти/ровании …   Орфографический словарь русского языка

  • КОНСПЕКТИРОВАНИЕ — (от лат conspectus обозрение, обзор) учебный прием, заключающийся в кратком письменном изложении основного содержания лекции, статьи, книги, доклада; эффективное средство закрепления прочитанного, прослушанного текста, дисциплинирующее и… …   Профессиональное образование. Словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»