ИМПРОВИЗАЦИЯ

ИМПРОВИЗАЦИЯ
педагогическая (от лат. improvisus — неожиданный, внезапный), деятельность учителя, воспитателя, осуществляемая в ходе пед. общения, без предварит, осмысления, обдумывания. Целью пед. И. является нахождение нового решения в конкретных условиях обучения и воспитания. Сущность И. составляет быстрое и гибкое реагирование на возникающие пед. задачи.

Недостаточный учёт учителем быстро меняющихся ситуаций шк. жизни, ведёт к формализму в уч.-воспитат. процессе, отчуждению от него учащихся. И. позволяет снимать напряжение, актуализировать знания, вовлекать учеников в сотворчество, делает уч.-воспитат. процесс притягательным, ненавязчивым, жизненным. Овладение умением пед. И.— один из путей восхождения к пед. мастерству. В И. личностные качества педагога проявляются с особой яркостью. В основе И. лежат общекультурная и проф. подготовка учителя, знание уч. предмета, педагогики и пед. психологии, развитые пед. умения и навыки, пед. техника, такт и т. д.; особое значение имеет творческая доминанта, т. е. развитые внимание, воображение, интуиция, состояние творческого поиска и вдохновения.

Специфика пед. внимания состоит в том, что оно, с одной стороны, -«рассеяно» на многочисл. объекты, с другой — сконцентрировано на решении пед. задач и непрерывном анализе деятельности учащихся. Распределённость внимания помогает учителю «улавливать» момент начала возможной И., неожиданные повороты в течение занятия, реакцию учащихся на такие повороты. Концентрация внимания способствует выбору пути осуществления И., эффективности её публичного протекания и оперативному анализу её результатов. Воображение учителя способствует рождению своеобразной пед. идеи, выбору пути, отбору средств и качеству её реализации, помогает учителю заранее подготовить отдельные И., предугадать возможность и результат их включения в уч.-воспитат. процесс.

Теоретически в процессе пед. И. можно выделить 4 этапа. Момент возникновения пед. идеи при условии сиюминутной её реализации является началом И. 2-й этап — выбор пути реализации пед. идеи. 3-й — центр, этап, от к-рого зависит эффективность И.— воплощение или реализация пед. идеи, зримая часть И. На 4-м этапе анализируется процесс воплощения пед. идеи, принимается решение о продолжении И., если в ходе её рождается новая идея, или о её завершении.

Способы И. различны, В уч.-воспитат. процессе пед. И. в зависимости от условий выступает как приём, метод, средство обучения и воспитания. В шк. обучении часто применяются пед. И. с «домашней заготовкой». Анализ деятельности мастеров пед. труда показал, что наиб, эффект достигается в процессе движения от индивидуальной И. педагога к коллективной, совместной И. учителя и учащихся. Отеч. педагоги А. С. Макаренко, С.Т.Шацкий и др. были выдающимися импровизаторами. Один из основополагающих девизов Макаренко — «немедленный анализ и немедленное действие» — является призывом к пед. И., а обоснованный им «метод взрыва» — разновидностью пед. И. Психологами К. А. Эрбергом, Н. А. Энгельгардом, С. О. Грузенбергом в 20— 30-х гг., В. А. Кан-Каликом, Б. М. Ру-ниным в 80-х гг. 20 в. доказано, что И.— первотворчество, в ней в свёрнутом виде присутствуют все этапы творческого процесса. С помощью И. элементы пед. техники приобретают признаки новизны. И. придаёт пед. деятельности творческий характер.

Обучение И. может осуществляться двумя путями: через вкрапление элементов И. в ход преподавания уч. дисциплин и обучение приёмам И.; второй путь— спец. тренинг, к-рый включает изучение структуры процесса И., анализ уроков с точки зрения возможного и реального применения И., групповое составление пед. задач и их импровизац. показ и т. д.; спец. упражнения для развития пед. мастерства с акцентом на совершенствование речи, внимания, воображения.

Лит.: Эpбеpг К., Цель творчества. Опыты по теории творчества и эстетике, М., 1913; Записки ин-та живого слова, П., 1919; Грузенберг С. О., Психология творчества. Введение в психологию и теорию творчества, Минск, 1923; Терский В. Н., Кель О. С., Игра. Творчество. Жизнь. Организация досуга школьников, М., 1966; Кан-Калик В. А., Основы проф.-пед. общения, Грозный, 1979; Рунин Б. М., О психологии импровизации, Л., 1980; Харькин В. Н., Пед. импровизация. [Уч. пособие для студентов пед. вузов], М., 1989; его же, Пед. импровизация, СП, 1989, № 8. В. Н. Харькин.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ИМПРОВИЗАЦИЯ" в других словарях:

  • Импровизация — (improviso значит по латыни «без подготовки») такой вид творчества, при к ром и «замысел» произведения и «претворение» его в литературную форму совершаются одновременно, внезапно и быстро. Для И. необходимо, чтобы тема была задана со стороны или… …   Литературная энциклопедия

  • ИМПРОВИЗАЦИЯ — 1) стихи, сказанные без приготовления, на заданную тему. 2) музыкальная пьеса сыгранная также без приготовления. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИМПРОВИЗАЦИЯ [фр. improvisation < лат. improvisus… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • импровизация — и, ж. improvisation f. 1. Сочинение стихов, музыки и т. п. во время исполнения их. БАС 1. < Импровизатор>.. вдруг шагнул вперед. сложил крестом руки на грудь .. музыка умолкла .. Импровизация началась. Пушк. Егип. ночи. || Сочинение чего л …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Импровизация —     ИМПРОВИЗАЦИЯ (от латинского слова improvise без подготовки, неожиданно) сочинение поэтического произведения на любую заданную художнику тему без предварительной подготовки. Дар импровизации за редким исключением присущ каждому поэту в большей …   Словарь литературных терминов

  • ИМПРОВИЗАЦИЯ — ИМПРОВИЗАЦИЯ, импровизации, жен. (книжн.). Действие по гл. импровизировать; словесное или музыкальное произведение, сочиненное в момент исполнения без предварительной подготовки. Блестящая импровизация. Стихотворная импровизация. «Господа! сказал …   Толковый словарь Ушакова

  • импровизация — юбиляция, экспромт, сочинение, фантазирование Словарь русских синонимов. импровизация экспромт Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • импровизация —     ИМПРОВИЗАЦИЯ, экспромт …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Импровизация — (от латинского improvisus неожиданный, внезапный), вид творчества, при котором произведение (сочинение) рождается непосредственно в процессе исполнения (в музыке, театральном искусстве, поэзии, например экспромт, и др.). С точки зрения структуры… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ИМПРОВИЗАЦИЯ — (от лат. improvisus неожиданный внезапный), сочинение стихов, музыки и т. п. в момент исполнения; выступление с чем либо, не подготовленным заранее; произведение, созданное таким образом. Ср. Экспромт …   Большой Энциклопедический словарь

  • ИМПРОВИЗАЦИЯ — ИМПРОВИЗАЦИЯ, и, жен. 1. см. импровизировать. 2. Импровизированное произведение. Блестящая и. | прил. импровизационный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • импровизация — ИМПРОВИЗАЦИЯ, и, ж. Какое л. дело (преим. неудачное, сорвавшееся) …   Словарь русского арго


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»