ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД
к воспитанию, целенаправленное пед. воздействие на группы учащихся, к-рые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся. Д. п. решает задачи эффективной пед. помощи учащемуся в совершенствовании его личности. Д. п. занимает промежуточное положение между фронтальной воспитат. работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся. Он облегчает и упорядочивает воспитат. деятельность педагога, т. к. позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребёнка в отдельности (что практически нереально в условиях большой наполняемостя классов и загруженности учителя), а для определённой «категории» учащихся. В процессе Д. п. педагог изучает, анализирует и классифицирует разл. качества личности и их проявления у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для данной группы учащихся, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи воспитания, формы включения учащихся в общую деятельность и отношения. При этом ученик в меньшей степени чувствует себя постоянным объектом воспитания, т. к. осн. пед. воздействия направлены на всю группу в целом, а не на него одного.

Реализации Д. п. способствует организация групповых игр, конкурсов и соревнований, создание временных творческих свободных групп; делегирование к.-л. группе права представлять коллектив за его пределами, создание спец. пед. ситуаций, помогающих раскрыть достоинства учащихся, к-рых плохо знают в коллективе.

Необходимое условие Д. п. — изучение межличностных отношений, к-рые во многом определяют как характер проявления каждого ученика, так и особенности групп. Д. п. в свою очередь даёт возможность воздействовать на отношения между личностью и группой, группой и коллективом, между группами, отд. личностями в группе и коллективе, детьми и взрослыми, между коллективом и окружающей средой. Эффективность Д. п. находится в прямой зависимости от творческой атмосферы сотрудничества в дет. объединении, доброжелательности, де-мокр. управления им, ориентации обществ, мнения на гуманистич. ценности.

Д. п., облегчая работу педагога, делает более реальным индивидуальный подход и личностный подход к воспитанию школьников. В. И. Максакова.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД" в других словарях:

  • дифференцированный подход — 1. В случае системы контроля, такой, как регулирующая система, или системы безопасности, это – процесс или метод, в котором строгость мер контроля и применяемых условий соответствует, насколько это практически осуществимо, вероятности и возможным …   Справочник технического переводчика

  • ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД — ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ (от лат. differentia – различие) ПОДХОД. Общий методический принцип обучения, предполагающий использование различных методов и приемов в зависимости от целей обучения, вида формируемой речевой деятельности, этапа обучения,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД к воспитанию — целенаправленное пед. воздействие на группы учащихся, к рые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся. Д. п. решает задачи… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Дифференцированный подход в воспитании —     один из способов решения педагогических задач с учётом социально психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным… …   Педагогический терминологический словарь

  • Дифференцированный подход — (от лат. defferentia разность, различие) целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным… …   Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

  • ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД — в обучении комплекс методических, психолого педагогических и организационно управленческих мероприятий, обеспечивающих осуществление процесса обучения в гомогенных группах [17; 93] …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • КОМПЛЕКСНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД — КОМПЛЕКСНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД. То же, что принцип комплексности и дифференцированности …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Дифференцированный подход в воспитании — осуществление воспитательной функции, реализация общих закономерностей и принципов воспитания сучетом особенностей тех или иных групп людей, условий их жизнедеятельности …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Подход — совокупность приёмов, способов в воздействии на кого нибудь, в изучении чего нибудь, пробуждении к чему нибудь. Выделяют: подход в обучении; дифференцированный подход в обучении; индивидуальный подход; личностно ориентированный подход и пр …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ — (лат. complexus связь, сочетание, совокупность, система) выдвинутый и сформулированный на XXV съезде КПСС подход к коммунистическому воспитанию, суть к рого состоит в обеспечении тесного единства идейно политического, трудового и нравственного… …   Словарь по этике


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»