ГОРНЫЙ БАДАХШАН

ГОРНЫЙ БАДАХШАН

Бадахшанская автономная область, входит в Республику Таджикистан. Пл. 63,7 тыс. км2. Нас. 161 тыс. чел. (1989, перепись). Центр — г. Хорог.

В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 875 чел. с высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 613 чел.). В отраслях экономики (1990) было занято св. 17 тыс. специалистов, в т. ч. св. 8 тыс. с высшим и св. 9 тыс. со средним спец. образованием.

Гл. проблема организации обучения в том, что родные языки осн. населения припамирских народов остались бесписьменными; кроме того, языки язгулемс-кий, ваханский, ишкашимский и др. взаи-монепонимаемы, и лишь языки шугнан-ский и рушанский взаимопонимаемы ограниченно. Обучение традиционно ведётся на тадж. и рус. языках, к-рые не являются для коренного населения разговорными.

До присоединения терр. Памира к России (60-е гг. 19 в.) обучение детей зависело от немногочисл. грамотных людей, знавших лит. яз. фарси. В 1909 при рус. пограничном отряде в Хороге открылась первая рус.-туземная школа (св. 20 уч-ся; с 1911 при ней действовал небольшой интернат). Грамотность населения составляла 0,02% (1897, перепись).

После установления сов. власти (1922) началось создание сети уч. заведений: первая сов. школа была открыта в Хороге на средства пограничного отряда (1923). Тогда же появились школы с интернатами в Поршневе, Вомаре и др., в 1924 — в Ишхашиме и в дол. Вахан. В 1926 открыты первые жен. школы. Обучение велось на яз. фарси. Шк. строительство активизировалось после создания авт. области. Развернулась ликвидация неграмотности: на базе школ действовали курсы и кружки ликбеза, в т. ч. специально для женщин. С созданием нового тадж. алфавита в обучении стали использоваться пособия, разработанные С. Айни и др. педагогами для тадж. сов. школ. До 1935/36 уч. г. открывались только нач. школы; обучение в школах 2-й ступени было возможно только за пределами области, что препятствовало распространению образования среди горных таджиков. Пед. кадры для школ области готовили Среднеазиатский ун-т. Ташкентский ун-т просвещения, Душанбинская жен. учительская школа. В 1932 открылся пед. техникум в Хороге (в 1934—59 жен. пед. уч-ще), в 1934 — в Мургабе (для кирг. учащихся). Во 2-й пол. 30-х гг. усилиями рус. памироведов А. М. Дьякова, И. И. Зарубина и др., поэта Н. Шанбизаде, педагога С. Андинова был разработан вариант шугнанской письменности и началось обучение детей на родном языке, однако этот опыт не получил распространения. В кон. 30-х гг. создатели шугнанской письменности были репрессированы; изданные ими учебники и др. лит-ра были уничтожены. В кон. 30-х гг. была развёрнута сеть метод. кабинетов для учителей, преподававших на тадж. языке. С 1938 введено преподавание рус. языка.

В 40-х гг. осн. направлением деятельности учительства было обеспечение нач. всеобуча. С 1949 началось введение 7-летнего обучения; с этой целью организовывались межколхозные и межкишлачные школы-семилетки, а также школы рабочей молодёжи. В 1950 действовали 130 начальных, 87 семилетних и средних школ, ШРМ и 19 ШСМ. Стали создаваться первые дошк. учреждения. В 50-х гг. ликвидирована массовая неграмотность. В 1958—63 реализован 8-летний всеобуч. Значит. развитие получили школы-интернаты. Наряду с пед. уч-щем учителей начал готовить филиал Сталинабадского пед. и учительского ин-та (с 1949). Во 2-й пол. 70-х гг. осуществлён переход к всеобщему ср. образованию молодёжи. Эффективность работы общеобразоват. школы в 80-х гг. была недостаточной из-за слабого учёта в содержании обучения особенностей местного населения; большинство выпускников сталкивается с трудностями и при получении послешкольного образования.

В 1991 в 19 дошк. учреждениях (языки общения и воспитания — местные и тадж.) насчитывалось ок. 1,9 тыс. воспитанников (ок. 1% детей соответств. возраста). В 1991/92 уч. г. в 294 общеобразоват. школах (в т. ч. 74 неполных ср. и 128 средних) получали образование св. 48 тыс. уч-ся. Среди школ 280 таджикских, 10 киргизских. Имеются смешанные школы. На тадж. яз. учатся 93% уч-ся, на киргизском- 5,4%, на русском- 1,6% (в 5 школах открыты классы с обучением на русском яз.; 80% их уч-ся — дети коренных национальностей). Обучение ведётся по единым для Таджикистана уч. программам. В школах занято св. 5,8 тыс. учителей, в т. ч. ок. 79% с высш. образованием. Среди педагогов области св. 70 засл. учителей Таджикистана. Имеется ИУУ (осн. в 1957). Внешк. учреждения (8 муз., 8 спорт., 3 худож. школы, дома учащейся молодёжи и др.) охватывают св. 10 тыс. чел. Имеются проф.-тех. уч-ще с обучением на тадж. яз. (430 уч-ся) и мед. уч-ще (50 уч-ся). С кон. 80-х гг. развёрнута работа по восстановлению шугнанской письменности, по созданию письменности (на основе совр. таджикской) для др. народов области. К созданию алфавитов и нач. учебников привлечены языковеды Памирского филиала АН Таджикистана, педагоги.

Лит.: Каширина Т. В., Д а в л а-теров Д., Культурное строительство в Горно-Бадахшанской авт. области, в кн.: Очерки по истории Сов. Бадахшана, Душ., 1985. Л. Ф. Маногарова.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ГОРНЫЙ БАДАХШАН" в других словарях:

  • ГОРНЫЙ БАДАХШАН — (Горно Бадахшанская автономная область), в Таджикистане. Площадь 63,7 тыс. км2. Население 167 тысяч человек, горцы 12,5%; таджики (89,5%), киргизы (6,7%), русские (около 2%). 6 районов, 1 город Хорог (центр). Расположена в пределах Памира. Климат …   Современная энциклопедия

  • ГОРНЫЙ БАДАХШАН — (Горно Бадахшанская автономная область) в Таджикистане. 63,7 тыс. км². Население 167 тыс. человек (1991). Адм. ц. Хорог …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГОРНЫЙ БАДАХШАН — (Горно Бадахшанская автономная область), в Таджикистане. Площадь 63,7 тыс км2. Население 220 тыс человек (2004). Административный центр Хорог (см. ХОРОГ) …   Энциклопедический словарь

  • Горный Бадахшан — (Горно Бадахшанская автономная область), в Таджикистане. Площадь 63,7 тыс. км2. Население 167 тысяч человек, горцы 12,5%; таджики (89,5%), киргизы (6,7%), русские (около 2%). 6 районов, 1 город Хорог (центр). Расположена в пределах Памира. Климат …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Горный Бадахшан — Горно Бадахшанская авт. обл., Таджикская ч. Бадахшана на правом берегу Пянджа в горах Памира. Образована в 1925 г. Пл. 63,7 тыс. км², адм. центр г. Хорог. Население 216 тыс. чел. (2003). 91 % памирские таджики со своеобразным бытом и древним… …   Географическая энциклопедия

  • Горный Бадахшан — …   Википедия

  • Горный Бадахшан — Г орный Бадахш ан …   Русский орфографический словарь

  • Бадахшан — см. Горно Бадахшанская авт. обл. Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001. Бадахшан прир. область в …   Географическая энциклопедия

  • Афганский наркотрафик: основные маршруты — Под наркотрафиком, или каналом незаконной транспортировки наркотических средств, принято понимать совокупность маршрута перемещения, используемых транспортных средств, способов сокрытия наркотиков, в том числе при пересечении государственных и… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Горно-Бадахшанская автономная область — Не следует путать с провинцией Бадахшан в составе Афганистана. Горно Бадахшанская автономная область Вилояти Мухтори Кӯҳистони Бадахшон Флаг …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»