ГЕРБАРТ

ГЕРБАРТ
Хербарт (Herbart), И, — ганн Фридрих (4.5.1776, Ольденбург. 14.8.1841, Гёттинген), нем. философ, пег холог и педагог. Учился в Йеной — «ун-те (1794—97), где слушал лекц«И. Г. Фихте. В 1797—1800 работал л-. машним учителем в Швейцарии. Зде-si познакомился с методикой нач. обученк«

расимов, На уро-., 1965. Ио—иенбург, — эсоф, пси-Йенском т лекции, ботал до-ии. Здесь обучения

"И. Г. Песталоцци. Завершал обучение в Гёттингене, где в 1802—03 сам стал читать лекции по философии. В 1808—33 проф. Кёнигсбергского, затем Гёттинген-ского ун-тов. В Кенигсберге основал при ун-те пед. семинар с опытной школой. Важнейшие труды — «Гл. пункты метафизики» (1806), «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» (1806), «Учебник психологии» (1816, рус. пер. 1875), «Психология как наука, основанная на опыте, метафизике и математике» (т. 1—2, 1824—25), «Общая метафизика с началом филос. учения о природе» (1828—29), «Очерк лекций по педагогике» <1835).

Г. был сторонником ассоциативной психологии, но считал, что превращение её в науку требует соединения «метафизики» с математикой, т.е. филос. положений о психич. явлениях с матем. расчётом психич. процессов. По Г., мир состоит из неизменных простейших сущностей («реалов»), к-рые вступают в разл. связи, создавая только впечатление, что мир изменяется. В качестве психич. реалов признавал представления, а психич. процессы рассматривал как отражение в сознании их взаимодействия. Подробно разработал матем. «статику» и «динамику» этого взаимодействия. Исходил из понимания ограниченности объёма сознания, при к-рой множество представлений, стремящихся проникнуть в него, остаётся за т. н. порогом сознания. Как реальные силы родственные представления объединяются, усиливают друг друга, проникая в сознание, а противоположные вытесняют друг друга из сознания или мешают подняться к нему из области бессознательного. Даже новые впечатления могут проникнуть в сознание лишь при условии, что они не только обладают достаточной силой, но и получают поддержку со стороны родств. представлений прошлого опыта. Соединение представлений прошлого опыта с новыми впечатлениями определяет отчётливость, правильность и прочность восприятия и усвоения нового.

Учение Г. об ограниченности объёма сознания, о его пороге, о важности учёта порога сознания для матем. исчисления психич. процессов сыграло большую роль в формировании экспериментальной психологии. Учение Г. о роли апперцепции в усвоении новых знаний послужило теоре-тич. основой построения урока, последовательности, системности обучения и др. Фактически Г. предпринял попытку теоретически обосновать педагогику. Философия, по Г., указывает цель воспитания, психология — пути достижения этой цели.

Определяя гл. цель воспитания как гармонию воли с этич. идеями и выработку многостороннего интереса, осн. путями её достижения считал воспитывающее обучение и нравств. воспитание, а также «управление» (подавление «дикой резвости» ребёнка). Особенно большое значение придавал воспитывающему обучению, в процессе к-рого развивается многосторонний интерес, имеющий, согласно Г., шесть видов: эмпирический — к окружающему миру; спекулятивный (умозрительный) — к причинам вещей и явлений; эстетический — к прекрасному; симпатический — к «близким»; социальный — ко всем людям; религиозный. Основой интереса считал внимание и выдвинул поэтому в качестве важнейших дидактич. задач возбуждение и поддержание апперцептивного внимания и развитие произвольного внимания.

В педагогике 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. большой популярностью пользовалось учение Г. о ступенях обучения. На первой ступени (наз. им «ясностью») осуществляется первонач. ознакомление уч-ся с новым материалом, основанным на широком использовании средств наглядности; на второй ступени («ассоциация») происходит установление связи новых представлений со старыми в процессе свободной беседы; третья ступень («система») характеризуется связным изложением нового материала с выделением гл. положений, выводом правил и формулированием законов; на четвёртой ступени («метод») у уч-ся в процессе выполнения упражнений с использованием новых знаний вырабатывается навык применения их на практике. В этих положениях Г. отражены существенные стороны уч. процесса, однако абсолютизация и универсализация данной схемы вели к формализму в организации урока, нашедшему особенно яркое выражение у последователей и учеников Г.

Ставя выше всего развитие мышления учащихся, Г. отводил гл. место в уч. плане древним языкам и математике, к-рые, по его убеждению, лучше всего дисциплинируют ум. Считал, что ребёнок в своём развитии повторяет путь, пройденный человечеством. Отсюда он делал вывод, что ребёнку ближе и понятнее жизнь древних народов, чем современников. В связи с этим Г. говорил о необходимости до 14 лет обучать в основном языку, лит-ре и истории антич. мира, а также математике и географии.

Собственно нравств. воспитание, по Г., как и вся его пед. система, строится на пяти нравств. идеях, к-рые, по Г., охватывают всю этику. Это — идея внутр. свободы, делающая человека цельным; идея совершенства, совмещающая в себе силу и энергию воли, дающая «внутр. гармонию»; идея благорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного человека с волей др. людей; идея права, применяемая в случае конфликта двух или неск. воль; идея справедливости, служащая руководящим началом при суждении о награде тому, кто оказывает услуги обществу, или о наказании того, кто нарушает его законы. Правильно воспитанный человек, осознавший эти идев, к-рые, с точки зрения Г., являются неизменной основой всеобщей морали, не будет вступать в конфликт с окружающим миром.. Важную роль в нравств. воспитании отводил религии, которая должна внушать человеку чувство зависимости от «высших сил».

К нравств. воспитанию тесно примыкает у Г. «управление», задача к-рого состоит во внеш. дисциплинировании воспитанников, в приучении их к порядку. Осн. средствами управления, по Г., являются надзор, приказание и запрещение, наказания, вплоть до телесных, а также умение занять ребёнка. Вспомогат. роль в управлении Г. отводил авторитету и любви воспитателя, причём авторитет должен принадлежать отцу, а любовь — матери.

Пед. теория Г. — в особенности его тео-ретич. обоснование педагогики, идея воспитывающего обучения и разработки метод, приёмов, учитывающих воспитат. возможности уч. предметов, — оказала большое влияние на последующее развитие теории и практики воспитания во мн. странах. Идеи Г. интерпретировались в работах его учеников и последователей (наиб, известны Т. Циллер, О. Вильман. В. Рейн и К. Стой).

С о ч.: Sämtliche Werke, Bd 1 — 19, Lpz. — Langensalza, 1882—1912; Ausgewählte Schriften zur Pädagogik, ausgewählt, eingeleitet und erläutert von F. Hofmann [u. а.], В., 1976 (Pädagogische Bibliothek); в рус. пер. — Избр. пед. соч., т. 1, предисл. Н. К. Баумана и Г. П. Вейсберга, М., 1940; [Статьи], в кн.: Идеи эстетич. воспитания, т. 2, М., 1973.

Лит.: И. Ф. Гербарт, в кн.: Пискунов А. И., Сов. ист.-пед. лит-ра, М., 1960, с. 68—69 (библ.); В all au ff T h., S с h а l l e r K., Pädagogik. Eine Geschichte der Bildung und Erziehung, Bd 3. Vom 19/20 Jahrhundert, Münch., 1973.

П. Я. Гальперин, А. И, Пискунов.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ГЕРБАРТ" в других словарях:

  • Гербарт — Гербарт, Иоганн Фридрих Иоганн Фридрих Гербарт Johann Friedrich Herbart Дата рождения: 4 мая 1776 …   Википедия

  • ГЕРБАРТ —         (Herbart) Иоганн Фридрих (4.5.1776, Оль денбург, 14.8,1841, Гёттинген), нем. философидеалист и педагог. Рано сложившаяся философия Г. («Осн. моменты метафизики и логики» «Hauptpunkte der Metaphysik und Logik», 1807) явилась развитием идей …   Философская энциклопедия

  • ГЕРБАРТ — (Хербарт) (Herbart) Иоганн Фридрих (1776 1841), немецкий философ, психолог и педагог, основатель школы в немецкой педагогике 19 в. Попытался построить психологию как систематическую науку, основанную на метафизике, опыте и математике. Выдвинул… …   Современная энциклопедия

  • ГЕРБАРТ — (Herbart) Иоганн Фридрих (1776 1841) немецкий философ, психолог, педагог. Профессор в Геттингене (с 1805 и вновь с 1831) и в Кенигсберге (с 1808). Основные сочинения «Общая педагогика» (1806), «Основные моменты метафизики и логики» (1807), «Общая …   Новейший философский словарь

  • Гербарт —         Хербарт (Herbart) Иоганн Фридрих (4.5.1776, Ольденбург, 14.8.1841, Гёттинген), немецкий философ, психолог и педагог. Образование получил в Йенском университете. Профессор университетов в Гёттингене (с 1805), Кенигсберге (1809 1833), где… …   Большая советская энциклопедия

  • Гербарт — Иоанн Фридрих (Herbart, 1776 1841) немецкий философ приобревший многочисленных последователей. Еще слушая Фихте в Иене, он высказал ему свои недоумения по поводу его учения, а также подверг критике два первых сочинения Шеллинга. Уже здесь можно… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Гербарт Иоганн — (1776–1841) немецкий философ, психолог, педагог. Считая, что психология должна базироваться на опыте, метафизике и математике («Учебник психологии», 1816), разработал учение о «статике и динамике» представлений как первичных элементах… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Гербарт (Herbart) Иоганн Фридрих — (4.05.1776, Ольденбург 14.08.1841, Геттинген) немецкий философ, психолог и педагог, основоположник эмпирической психологии в Германии. Биография. Профессор Геттингенского (с 1805 и с 1833 г.), Кенигсбергского (с 1809 по 1833 г.) университетов.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ГЕРБАРТ (Herbart) Иоганн Фридрих — ГЕРБАРТ (Хербарт) (Herbart) Иоганн Фридрих (1776 1841) немецкий философ, психолог и педагог, основатель школы в немецкой педагогике 19 в. Представитель плюрализма: в основе мира множество неизменных реалов . Попытался построить психологию как… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Гербарт (Herbart) — Гербарт (Herbart), Иоанн Фридрих немецкий философ (1776 1841). Около трех лет был воспитателем и в это время познакомился с Песталоцци, что не осталось без влияния на взгляды Г. по педагогике. С 1802 года Г. был профессором в Кенигсберге и… …   Биографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»