ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ это:

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

движения тела, служащие проявлением психич. состояний человека (гл. обр. эмоциональных), его стремлений, оценок, отношения к др. людям, предметам и явлениям действительности. Включают мимику (В. д. лица), пантомимику (В. д. всего тела), жесты (В. д. рук), интонацию речи («голосовая мимика»). Сопровождаются изменениями в работе внутр. органов, кровеносных сосудов, желез внутр. секреции, что проявляется в побледнении или покраснении кожи, прерывистом дыхании и т. п.

наиб. известная теория происхождения В. д. принадлежит Ч. Дарвину. Им выдвинута гипотеза, согласно к-рой В. д., общие для человека и высш. животных, образовались из реакций, имевших ранее приспособительное значение. Дарвин считал, что В. д. обусловлены врождёнными механизмами. В подтверждение этой гипотезы приводились примеры аналогичных В. д. у человека и животных. Однако многочисл. наблюдения и эксперим. данные показали, что В. д. не полностью детерминированы врождёнными факторами. Идеи Дарвина были развиты рус. учёными (П. Ф. Лесгафтом, В. М. Бехтеревым и др.), подчёркивавшими роль воспитания и среды в формировании В. д. ребёнка. Т. о., биол. аспект изучения В. д. был дополнен социальным.

Огромное влияние на формирование В. д. человека оказало возникновение и развитие чисто человеческих чувств. Овладение В. д. направляется социальными нормами; благодаря научению возникают такие реакции, к-рые могут не иметь никакой «природной» связи с той или иной эмоцией. Показательно, что у слепорождённых детей плохо формируются произвольные мимич. реакции, но спонтанное выражение чувств не отличается от зрячих; с возрастом мимика зрячих становится всё более выразительной и богатой, тогда как мимика слепых детей либо не изменяется, либо становится ещё беднее.

Т. о., В. д. формируются под влиянием трёх факторов: врождённых схем, соответствующих определённым эмоциональным состояниям; приобретённых, заученных, социализированных способов проявления чувств, подлежащих произвольному контролю; индивидуальных экспрессивных особенностей, придающих видовым и социальным формам В. д. специфич. черты. Экспрессивные проявления т. и, фундаментальных эмоций (страх, удивление, радость и т. д.) определяются гл. обр. первой группой факторов и поэтому не различаются принципиально в условиях разных культур. Приобретённым В. д. в условиях разных культур, несмотря на их внеш. сходство, может придаваться разл. значение (напр., европ. жест поддразнивания — высовывание языка — у китайцев означает угрозу, в Индии — гнев, у народа майя — мудрость). Индивидуальные особенности В. д. затрудняют их интерпретацию незнакомыми людьми, но помогают понять состояние близких, хорошо знакомых людей.

В. д. позволяют по виду человека, его мимике, позе, походке, манере держаться понимать его переживания, казалось бы, скрытые от др. людей. Они широко используются поэтому в тех областях человеческой деятельности, где эмоциональные состояния находят наиб. яркое отражение (театр, кино, живопись, скульптура). При отсутствии возможности общения посредством устной речи В. д. выступают в роли самостоят. средства общения. Мимико-жестовая речь находит наиб. широкое применение в среде глухонемых и здесь получает своё специфич. развитие.

Степень эмоциональной экспрессивности оказывает существенное влияние на характер межличностных отношений. Излишняя сдержанность приводит к тому, что человек воспринимается как холодный, равнодушный, высокомерный. Это может породить неприязнь и стать препятствием для установления нормальных отношений между людьми. Развитие способности адекватно выражать свои чувства в соответствующий момент и с надлежащей интенсивностью является важной проблемой социального развития человека. Чрезмерная или недостаточная эмоциональная экспрессивность, её несоответствие условиям — один из источников конфликтов в межличностных отношениях.

В процессе индивидуального развития человека В. д. претерпевают существенные изменения. В младенческом возрасте они носят непроизвольный характер; крик, слезы, улыбка появляются как непосредственная, нерегулируемая реакция на воздействия, эмоционально волнующие младенца. Позднее ребёнок всё больше начинает перенимать внеш. формы поведения и выражения чувств у взрослых. Получая указания, какие нормы проявления отношения к чему-либо или кому-либо допустимы или недопустимы, подросток уже может управлять своими В. д. Вместе с тем в подростковом, а отчасти и в юношеском возрасте отмечаются попытки маскировать чувства несоответствующей им формой выражения (напр., грубоватость, резкость в поведении иногда прикрывают нежность). Это делает особенно важным и сложным раскрытие, «чтение», понимание чувств по В. д. При «чтении» В. д. необходимо учитывать изменения в В. д., к-рые могут быть вызваны стремлением скрыть свои переживания или замаскировать их нарочитым показом др. переживания; оттенки в В. д., обусловленные принятыми в данной социальной и культурной среде внеш. формами выражения чувств; индивидуальные особенности в проявлении В. д., к-рые связаны с характером и темпераментом данного человека. Важно уметь владеть своими В. д., проявлять их в допустимых, принятых в данном обществе формах.

В пед. процессе В. д. служат не только для передачи эмоционального состояния и отношения, но и для оказания воздействия на воспитанников. А. С. Макаренко отмечал, что воспитатель должен уметь наиб. точно, внушительно, повелительно выражать свои мысли и чувства, быть особенно требовательным к своей внешности, манерам поведения, интонации речи, должен находить наиб. уместный тон в каждом своём обращении к ребёнку. Следует также учить воспитанников выражать и понимать с помощью В. д. многообразные оттенки чувств, отношений, оценок, уметь владеть своими В. д.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Смотреть что такое "ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ" в других словарях:

  • выразительные движения — внешнее выражение психических состояний, особенно эмоциональных (см. эмоции), проявляющиеся в мимике (В. д. мышц лица), пантомимике (В. д. всего тела) и «вокальной мимике» динамической стороне речи (интонация, тембр …   Большая психологическая энциклопедия

  • ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ — ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ, обычное наименование в психологии таких движений, к рые выражают какое нибудь псих. состояние или переживание. В. д. есть, прежде всего, выражение протекающих в организме б. или м. глубоких изменений, другой стороной… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Выразительные Движения — проявление эмоциональных переживаний и намерений индивида посредством мимики (выражение лица, улыбка, движения глаз ), пантомимике (движения тела, осанка, жесты …   Психологический словарь

  • ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ — выражают психические (особенно эмоциональные) состояния животных и человека, проявляются в мимике, пантомимике, интонации голоса, жестах и т. д …   Большой Энциклопедический словарь

  • выразительные движения — выражают психические (особенно эмоциональное) состояния животных и человека, проявляются в мимике, пантомимике, интонации голоса, жестах и т. д. * * * ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ, выражают психические (особенно эмоциональные)… …   Энциклопедический словарь

  • ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ — движения, характерным образом проявляющиеся при различных психич. состояниях (особенно эмоциональных) и служащие внешним выражением этих состояний. Самый значит. класс В. д. представлен в мимике и пантомиме. В более широком понимании В. д.… …   Философская энциклопедия

  • Выразительные движения —         движения, проявляющиеся при различных (особенно эмоциональных) психических состояниях и служащие их внешним выражением. Самый значительный класс В. д. представлен в мимике (См. Мимика) и пантомиме (См. Пантомима). В более широком… …   Большая советская энциклопедия

  • ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ — выражают психич. (особенно эмоц.) состояния животных и человека, проявляются в мимике, пантомимике, интонации голоса, жестах и т. д …   Естествознание. Энциклопедический словарь

  • ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ — – внешнее выражение психических состояний, особенно эмоциональных, проявляющееся в мимике (В. д. мышц лица), пантомимике (В. д. всего тела) и «вокальной мимике» – динамической стороне речи (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), в экспрессии,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ — внешнее выражение психических состояний человека, особенно эмоциональных, посредством изменений выражений лица (мимика), движений тела (пантомимика) и интонаций речи (голосовая мимика) …   Психомоторика: cловарь-справочник

Книги

  • Каштанка, А. П. Чехов. Это прелестный рассказ по тонкой психологии собаки. Психология в сущности остается человеческой, но перенесение ее на животных с некоторой долей безотчетности в полученных впечатлениях не… Подробнее  Купить за 372 руб
  • Каштанка, Чехов Антон Павлович. Это прелестный рассказ по тонкой психологии собаки. Психология в сущности остаётся человеческой, но перенесение ее на животных с некоторой долей безотчетности в полученных впечатлениях не… Подробнее  Купить за 365 руб
  • Веселая гимнастика в стихах и картинках. Играем и развиваемся, Ткаченко, Татьяна Александровна. Чтение стихотворений различной тематики (о птицах, цветах, фруктах, животных) и одновременное выполнение связанных с текстом движений вызывают у ребёнка живой интерес и помогают… Подробнее  Купить за 94 руб
Другие книги по запросу «ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»