ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА это:

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

организация воспитат. воздействий на детей и подростков в рамках их жилищно-бытовой микросреды с целью оптимизации положительных и нейтрализации отрицательных социальных факторов, влияющих на формирование личности.

Микросреде по месту жительства свойственны разновозрастный состав, широкие социальные связи, неформальный характер, добровольность выбора целей и ценностей, форм и видов деятельности. Вместе с тем эта микросреда отличается противоречивостью и стихийностью, что не исключает вероятность возникновения негативных асоциальных тенденций, нежелательных воздействий субкультуры, выдвижения неформальных лидеров криминальной ориентации. Это особенно опасно для детей из неблагополучных семей, социально и педагогически запущенных и потому легко попадающих под негативное влияние.

Место жительства объединяет взрослых и детей в их свободное время и создаёт условия для совм. общения и деятельности разных поколений, для воспитания детей взрослыми и для эффективного воздействия на самих взрослых.

Работа с детьми в микрорайоне обладает большими резервами в совершенствовании пед. и обществ. помощи семейному воспитанию.

По месту жительства складываются неформальные группы (в т. ч. и асоциальные), выдвигаются свои лидеры (как правило, не совпадающие с формальными). Недооценка воспитат. работы при организации досуга может привести к криминогенной ситуации в микрорайоне, правонарушениям и преступности несовершеннолетних.

Осн. направления В. р. по м. ж.: создание условий, благоприятных для развития личности и самовоспитания, организация воспитывающей среды (т.е. обеспечение нормального психол. климата для всех детей и подростков); профилактика отклоняющегося поведения, безнадзорности, правонарушений и преступности, обеспечение социальной помощи и защиты детей.

В воспитании по месту жительства участвуют семья, школа и др. уч. заведения, дет. дошкольные, внешкольные, культ.-просвет., спорт.-оздоровительные и др. учреждения, правоохранит. органы, общественность. В Рос. Федерации до кон. 80-х гг. в воспитат. работе во внеуч. время школьников осн. организац. и координац. функции были возложены на пед. коллективы школ. Система обществ. воспитания призвана освободить школу от несвойственной ей деятельности и направить усилия учителей на выработку общих пед. задач и методов.

В совр. практике складывается взаимодействие школы и др. воспитат. институтов микрорайона, объединяющихся в терр. культурно-воспитат. центры, комплексы и т. п.

Организация В. р. по м. ж. имеет много общего с внешкольной работой. Формально регламентированной деятельности и стабильному кругу общения в школе и подобных ей воспитат. институтах противостоит стихийная среда деятельности и общения по месту жительства. Активность детей и подростков в этих условиях может определяться разнообразными мотивами, среди к-рых не исключены и асоциальные. Поэтому гл. задача обществ. воспитания состоит в организации неформальной деятельности т. о., чтобы нежелательные мотивы были вытеснены общественно ценными. В этих целях создаются разнообразные любительские клубные объединения по интересам, спорт, и игровые площадки, проводится шефская работа. К новым формам воспитат. работы в жилом массиве относится организация продлённого дня клубного и домашнего типа (вне стен школы), а также дет. сады для дошкольников на дому, минишколы, группы кратковрем. пребывания и т. п.

Деятельность и общение детей и взрослых по месту жительства имеет ев »и психол.-пед. особенности, в значительной степени обусловленные необходимостью преодоления родителями, воспитателями противоречий между своими пед. установками и ценностями, сложившимися в дет. и молодёжных группах.

Работа по месту жительства направлена на изучение личности во взаимодействии со средой.

Со 2-й пол. 80-х гг. идёт процесс создания коллектива обществ. воспитателей: актив творческих союзов, добровольных обществ. трудовых коллективов, инициативные советы населения, дет. и юношеские обществ. орг-ции, отд. воспитатели-общественники. Возникла новая категория пед. работников — социальные педагоги, организующие помощь семье, досуг детей и взрослых, работающие с трудновоспитуемыми подростками и т. п. Отношения воспитателя-общественника и воспитанника, как правило, неформальны, демократичны, основаны на заинтересованности в судьбе детей, добровольности, взаимном доверии. Они способствуют доброжелательной атмосфере, создают у ребёнка чувство защищённости и внутр. спокойствия.

Лит.: М у д P и к А. В., Роль социального окружения в формировании личности подростка. М., 1979; Вульфов Б. 3., Семенов В. Д., Школа и социальная среда: взаимодействие, Ми981; Место жительства-место воспитания, М., 1985; Новикова Л. И., Школа и среда, М., 1985; Бочарова В. Г., Плоткин M. M., Школьник в микрорайоне, Ми986; Бюллетень ВНИК «Школа — микрорайон», в. 1, М., 1989. В. Г. Бочарова.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Смотреть что такое "ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА" в других словарях:

  • Воспитательная работа по месту жительства —     организация воспитательного воздействия на детей и подростков в условиях жилищно бытовой среды. Место жительства объединяет детей и взрослых в их свободное время и создаёт условия для общения и совместной деятельности. В зависимости от… …   Педагогический терминологический словарь

  • ВОСПИТАНИЕ — целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория В. одна из основных в педагогике. Исторически сложились разл. подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объём понятия, мн.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Защита детства —     система практических мероприятий, направленных на защиту прав и интересов детей и подростков, на создание нормальных условий для их развития и воспитания. Особенно в З.д. нуждаются дети инвалиды и дети сироты, лишённые родительского попечения …   Педагогический терминологический словарь

  • Всесоюзная пионерская организация —         имени В. И. Ленина, массовая самодеятельная коммунистическая организация детей и подростков в возрасте 10 15 лет. Практическое руководство деятельностью В. п. о. по поручению КПСС осуществляет ВЛКСМ. Коммунистическое воспитание пионеров… …   Большая советская энциклопедия

  • Детское общественное объединение — Детское общественное объединение  объединение граждан, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности. Следует различать по своей природе и предназначению детское… …   Википедия

  • Коммунистическая партия Советского Союза — (КПСС)         основанная В. И. Лениным на рубеже 19 20 вв. революционная партия российского пролетариата; оставаясь партией рабочего класса, КПСС в результате победы социализма в СССР и укрепления социального и идейно политического единства… …   Большая советская энциклопедия

  • Дворцы и дома пионеров и школьников —         внешкольные учреждения системы министерств просвещения (народного образования) союзных республик; являются организационными и инструктивно методическими центрами массовой внешкольной учебно воспитательной работы с учащимися; решают вместе …   Большая советская энциклопедия

  • Заочное обучение —     форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих получение образования с профессиональной трудовой деятельностью; часть системы непрерывного образования. З.о. включает самостоятельное прохождение учащимися учебных курсов и очную сдачу… …   Педагогический терминологический словарь

  • воспитательный —   , ая, ое.   Относящийся к воспитанию (прежде всего коммунистическому), связанный с ним.   * Воспитательная работа.   ◘ В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов (Макарен.). ССРЛЯ, т. 2, 484. Воспитательная… …   Толковый словарь языка Совдепии

  • Волков, Сергей Петрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Волков. Сергей Петрович Волков …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»