ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД

ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД
в воспитании — учёт и использование закономерностей развития личности (физиол., психич., социальных), а также социально-психол. особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом. В. п. — конкретизация принципов приро-досообразности воспитания (см. Принципы воспитания).

Развитие и жизнь человека на каждом возрастном этапе имеют самостоят, значение с субъективной и пед. точек зрения. Однако нек-рые специалисты рассматривают возрастные этапы до наступления зрелости только как подготовку к следующему возрастному периоду. Это приводит к трактовке содержания воспитания только как подготовки к жизни, к объектному отношению к человеку, игнорированию самоценности личности в каждый данный момент её существования, а субъективно — к искажению временной перспективы, возникновению социальной безответственности, инфантилизму.

Составляющие основу В. п, закономерности развития человека исследуются анатомией, физиологией, психологией, социологией, этнографией. На рубеже 19—20 вв. попытка интегративного подхода к изучению детей и закономерностей их развития была предпринята в педологии.

Возрастные особенности образуют комплекс физич., познават., интеллектуальных, мотивац., эмоциональных свойств человека, к-рые характерны для большинства людей одного возраста. Характеристики той или иной возрастной группы определяются ист., социальными, культурными изменениями, к-рые свойственны группе людей, переживающей в один период времени одни и те же события и процессы жизни. В разл. регионах, этносах также существует возрастная специфика воспитания, обусловленная особенностями социализации и возрастной субкультурой.

В. п. требует знания возрастных особенностей: неравномерности развития отд. физиологич., психич. и социальных процессов; изменений в познават., дви-гат., эмоциональной и др. сферах, а также в содержании, формах и способах взаимодействия с людьми; динамики отношений в семье, коллективе, с др. возрастными группами; появления новых потребностей и интересов и способов их реализации; процессов самопознания, самоопределения, самоактуализации и самоутверждения; специфики кризисных этапов развития (см. Кризисы возрастные) и т. п.

Педагогика учитывает не только достигнутый уровень развития человека определённого возраста, но и возможности влияния на этот процесс (в т. ч. исходя из понятия зоны ближайшего развития). Особое интегрирующее значение для воспитания имеет положение о том, что на каждом возрастном этапе перед человеком встаёт ряд задач, от решения к-рых зависит его личностное развитие. В. п. призван обеспечивать условия для их эффективного решения.

Условно можно выделить три группы задач для каждого возраста: естеств.-культурные, социально-культурные и со-циа л ьно-пс ихо логические. Естеств. -кул —турные задачи — достижение определённого уровня биол. созревания, физич. и сексуального развития, имеющих нек-рые регионально-культурные объективные и нормативные различия. В. п. разрабатывает оптимальные условия питания, ухода за ребёнком, систему фнзич. и сенсорно-моторного развития, мер коррекции и компенсации отклонений в развитии; способы стимулирования осознания ценности здоровья, активного отношения человека к своему физич. развитию, здорового образа жизни; формирует позитивное отношение к человеческому телу, реалистичные каноны женственности и мужественности, адекватное восприятие человеч. сексуальности (с учётом этнокультурных традиций).

Социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), с одной стороны, предъявляются к личности институтами воспитания, с другой — существуют в виде определённых норм и ценностей в обществ, практике. В. п. определяет знания, умения, навыки, ценности и нормы, необходимые для решения этих задач, фактически выполняя социальный заказ формирования гражданина, семьянина, труженика и т. д. Социально-психол. задачи — становление самосознания личности, её самоопределение в жизни. Помощь личности в решении этих задач может быть оказана через развитие у неё рефлексии и саморегуляции, а также созданием условий для адекватного самопознания, личностно-значимых и социально приемлемых самореализации и самоутверждения. Необходимо учить человека ставить перед собой цели, адекватные возрастным задачам и его личностным ресурсам; вносить в них коррективы в связи с изменением объективных обстоятельств; способам сотрудничества, решения проблем, предупреждения и преодоления конфликтов. Задача, не решённая в определённом возрасте, может проявиться через длит, период и вызвать нежелательные изменения в развитии, трудно поддающиеся пед. коррекции. А. В. Мудрик.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД" в других словарях:

  • Возрастной подход в воспитании —     учёт и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом. В.п. конкретизация принципа… …   Педагогический терминологический словарь

  • ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД в воспитании — учёт и использование закономерностей развития личности (физиол., психич., социальных), а также социально психол. особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом. В. п. конкретизация принципов приро досообразности воспитания… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ — учет и использование закономерностей развития личности (физических, психических, соц.), а также соц. психол. особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом …   Педагогический словарь

  • подход деятельностный — 1. Подход деятельностный к коррекции психологической формировался преимущественно в отечественной психологической школе; предполагает коррекцию за счет организации специального обучения, в ходе коего клиент овладевает психологическими средствами …   Большая психологическая энциклопедия

  • Личностный подход — (в пед.)     последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. Л.п. базовая ценностная ориентация педагога,… …   Педагогический терминологический словарь

  • ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД — последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собств. развития и как к субъекту воспитат. взаимодействия. Проблема воспитания личности традиционна для педагогики. Её значение… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • деятельностный подход — (к изучению психики) 1) принцип изучения психики, в основу к рого положена разработанная Фихте, Гегелем и К. Марксом категория предметной деятельности (М. Я. Басов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и их ученики); 2) теория, рассматривающая… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Антропологический подход к воспитанию — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/25 декабря 2012. Пока процесс обсужден …   Википедия

  • КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ — (лат. complexus связь, сочетание, совокупность, система) выдвинутый и сформулированный на XXV съезде КПСС подход к коммунистическому воспитанию, суть к рого состоит в обеспечении тесного единства идейно политического, трудового и нравственного… …   Словарь по этике

  • Стадийный подход — [vintage approach, vintage growth mo­dels] способ построения производственных функций с так называемым материализованным (овеществленным) техническим прогрессом. В этом случае ведется постадийный учет возраста (разных “поколений”) действующих в… …   Экономико-математический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»