ВЕНЕСУЭЛА

ВЕНЕСУЭЛА

(Venezuela), Республика Венесуэла, гос-во на С. Юж. Америки. Пл. 916,4 тыс. км2. Нас. 19,3 млн. чел. (1989). Офиц. яз. — испанский. Столица — Каракас.

Первые нач. школы (церковные) были открыты миссионерами после 1560. По указу исп. короля Филиппа II в 1592 учреждён семинарский колледж «Роса», открытие к-poro состоялось только в 1696. В 1721 колледж преобразован в ун-т (ныне Центр. ун-т В.), ставший позже организац. ядром нац. шк. системы. В 1809 в стране насчитывалось 13 школ, в т. ч. 11 частных.

В период освободительной войны 1810- 1830 большое влияние на распространение просветит. идей оказала деятельность С. Боливара, рассматривавшего образование как сферу ответственности государства. В 1821 Учредительный конгресс Колумбии, в к-рую входили провинции Венесуэла и Новая Гранада, принял декрет об обязат. обучении детей 6—12 лет; в столицах обеих провинций создавались гос. колледжи, нач. школы — в населённых пунктах с числом жителей не менее 100 чел. В колледжах после курса нач. школы вводилось преподавание исп. грамматики, лат. языка, основ риторики и философии, математики; было расширено жен. образование.

В 1-й трети 19 в. венесуэльское просвещение развивалось под влиянием А. Бельо. При его участии в 1826 был издан закон об организации и порядке управления нар. образованием Венесуэлы, в 1843- первый Кодекс нар. образования страны. Однако длит. период гражд. войн, анархии, борьбы за земельную собственность между представителями феод. верхушки надолго задержал реализацию проектов прогрессивных венесуэльских деятелей. В 1870 был принят декрет о всеобщем и бесплатном образовании, в 1893 — об обязат. нач. обучении. В 1-й трети 20 в. (до 1935) в период диктатуры X. В. Го-меса система образования находилась в катастрофич. состоянии: 70% взрослого населения оставалось неграмотным, уч. заведения всех типов посещало лишь 11% молодёжи в возрасте 7—24 лет. Положение начало улучшаться лишь в кон. 50-х гг. За период 1958—69 общее число учащихся выросло с 846 тыс. до 2,6 млн. чел. В 1959 при Мин-ве образования было создано Бюро интегрального планирования, с помощью к-рого разработаны первые планы развития гос. системы уч. заведений в стране, пересмотрены уч. программы, вводились новые методы преподавания. По Конституции 1961 всем гражданам было обеспечено право на об разование. Обучение в гос. уч. заведениях стало бесплатным на всех ступенях, кроме высш. и ср. специального. Государство обязалось поддерживать частное образование.

В 1980 вступил в силу «Органич. закон об образовании», подтвердивший принцип бесплатности обучения во всех гос. уч. заведениях (за исключением вузов), внес ший изменения в структуру нар. образо вания, провозгласив обязательность 9-летнего обучения.

Современная система образования включает дошк. учреждения для дется

3—6 лет, обязат. 9-летнюю школу (7- 15 лет), общеобразоват. средние и ср. специальные школы, высшие уч. заведения. Расходы на образование составляли 6,8% ВНП (кон. 80-х гг.). Св. 90% населения старше 15 лет считается грамотным.

Общее руководство осуществляет Мин-во образования, состоящее из следующих департаментов: нач. и ср. образования, высш. образования; образования взрослых; управления. В разработке планов и законопроектов по образованию активное участие принимает Нац. совет ун-тов; руководство дошк. учреждениями осуществляет Нац. ин-т ребёнка.

По данным на 1989/90 уч. г., 1,4 тыс. дошк. учреждений посещало 549 тыс. детей, работало 23 тыс. воспитателей (ок. 1/2 дет. садов — частные).

В соответствии с законом 1980 была проведена реорганизация обязат. обучения: 9-летняя основная школа включила быв. 6-летнюю нач. школу и 3-летний базовый цикл ср. школы. По окончании её уч-ся получают сертификат об окончании полной, а при обучении лишь в течение 6 лет — неполной основной школы. В 1989/90 уч. г. в 13 тыс. нач. школ обучалось 2,9 млн. учащихся, работало 112 тыс. преподавателей, общий охват обязательным обучением составлял 86%.

Полное ср. образование дают 2-летние гуманитарные школы, по окончании к-рых уч-ся получают диплом бакалавра; 2-летние коммерч. или 3-летние пед. уч-ща (диплом уч-ся даёт право поступления в вузы); 3-летние ср. техн. пром. и с.-х. школы. В ср. уч. заведениях всех типов обучалось 1058 тыс. уч-ся, работало 62 тыс. преподавателей.

Профессиональная подготовка подростков 13—18 лет, к-рые не продолжают обучение в школах, осуществляется в 2-летних проф.-тех. уч-шах, где они получают общеобразоват. знания и практич. навыки, необходимые для работы на произ-ве.

Для ликвидации неграмотности взрослых ещё в 1959 при M ин-ве образования был основан Нац. ин-т кооперативного обучения, к-рый имеет неск. тысяч краткосрочных курсов, находящихся в ведении уч. заведений, предприятий, муниципалитетов. В течение 2 лет они дают знания в объёме осн. школы и проф.-тех. навыки. В кон. 80-х гг. на них занималось ок. 400 тыс. чел. Кроме того, с 1976 действует Открытый ун-т (Каракас; в 1989/90 уч. г. он насчитывал 29 тыс. слушателей).

В систему высшего образования входят ун-ты (гос. и частные), ин-ты и колледжи высш. типа. В 1989/90 уч. г. в них насчитывалось 467 тыс. студентов. Крупнейшие ун-ты: Центр. ун-т В. в Каракасе (осн. в 1725; 11 ф-тов, св. 50 тыс. студентов, Н.-и. ин-ты); Ун-т штата Карабобо в Валенсии (1852; 5 ф-тов, ок. 45,0 тыс. студентов); Андский ун-т в Мериде (1785; статус ун-та с 1810; 10 ф-тов, св. 35,3 тыс. студентов); католич. ун-т «Андрее Белы» в Каракасе (1953; 4 ф-та, 9,0 тыс. студентов; 12 школ, Н.-и. ин-ты).

Подготовка пед. кадров для школ 1-й ступени ведётся в 3-летних пед. уч-щах, для ср. школ — в пед. ун-тах в Каракасе, Баркисимето, Ма-ракае и Матурине (на базе пед. уч-ща или ср. уч. заведения гуманитарного профиля) и на соответствующих ф-тах ун-тов (срок обучения 4 года), в к-рых в

К. Н. Вентцель,

1989/90 уч. г. насчитывалось около 50 тыс. студентов. Для повышения квалификации преподавателей основных школ работают специализиров. уч. заведения и курсы.

Науч. работу в области образования ведут: пед. ун-т «Либертадор» (в Каракасе), Нац. совет ун-тов (публикует ежеквартально информац. бюллетень); Латино-амер. группа по изучению реформ и совершенствованию образования, гл. обр. высшего (осн. в 1958; публикует ежеквартально «Universitas»); Региональный центр по высш. образованию (осн. в 1978 под эгидой ЮНЕСКО; публикует 3 раза в год «Educacion Superior» — «Высшее образование»); Латиноамер. ин-т по изучению проблем заочного образования (осн. в 1980).

Лит: Беляев В. П. Школа и ун-т, в кн.: Культура Венесуэлы, Ми984; F с г-m in M., Momentes historicos de la education venezolana, Caracas, 1973; La revolucion educa-tiva, Caracas, 1976; Nuevos aportes a la refor-ma educativa, Caracas, 1974; Fernandez H. R., Referencias para el estudio de las ideas educativas en Venezuela, Caracas, 1988; R o d-riguez T. Nacarid, La educacion basi-ca en Venezuela, Caracas, 1989.

Э. Г. Ермольева.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ВЕНЕСУЭЛА" в других словарях:

  • Венесуэла — Республика Венесуэла, гос во на С. Юж. Америки. В 1499 г. исп. экспедиция Алонсо де Охеда обнаружила в заливе западнее п ова Парагуана индейское селение, построенное на сваях. Это им напомнило Венецию, и они дали заливу название Венесуэла… …   Географическая энциклопедия

  • Венесуэла — Венесуэла. Отвестные склоны массива Ауян Тепуи на Гвианском плоскогорье. ВЕНЕСУЭЛА (Республика Венесуэла), государство на севере Южной Америки, омывается Карибским морем. Площадь 916,4 т. км2. Население 20,2 млн. чел., венесуэльцы, в том числе… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ВЕНЕСУЭЛА — республика Венесуэла (Republica de Venezuela), государство на севере Юж. Америки. 916,4 тыс. км². население 20,7 млн. человек (1993), главным образом венесуэльцы. Городское население 84% (1990). Официальный язык испанский. Большая часть… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Венесуэла —         (Venezuela), Республика Венесуэла, государство в Южной Америке. Среди древнейших памятников Венесуэлы древнеиндейские наскальные росписи, антропоморфные урны и статуэтки, каменные блоки с изображениями ягуаров, крокодилов, символов Солнца …   Художественная энциклопедия

  • ВЕНЕСУЭЛА — (Venezuela), Респу6лика Венесуэла (Republica de Venezuela), гос во на севере Юж. Америки. Пл. 916 т. км2. Нас. 15,1 млн. ч. (1983). Столица Каракас (ок. 3 млн. ж., с пригородами, 1981). Основа экономики добыча нефти. Побережье В. было открыто… …   Демографический энциклопедический словарь

  • Венесуэла —         (Venezuela), Pеспублика Bенесуэлa (Republica de Venezuela), гос во на севере Юж. Aмерики. Ha C. омывается Kарибским м. (длина береговой линии св. 2400 км) и Атлантич. ок. (490 км). Граничит на З. и Ю. З. c Kолумбией, на Ю. и Ю. B. c… …   Геологическая энциклопедия

  • венесуэла — сущ., кол во синонимов: 1 • страна (281) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Венесуэла — (Venezuela), гос во в Южной Америке, быв. колония Испании. В сер. 18 в. зажиточные креолы (испанцы, родившиеся в колониях) стали выступать против торг, ограничений, введенных Мадридом. Именно в столице В. Каракасе было положено начало Движению за …   Всемирная история

  • ВЕНЕСУЭЛА — Территория 916 тыс.кв.км, население 17,8 млн.человек (1987). Основные сельскохозяйственные культуры кукуруза, бобовые, кофе, какао. Животноводство развито слабо. В 1990 году насчитывалось 525 тыс.овец. Разводят в основном креольских овец …   Мировое овцеводство

  • Венесуэла — (Venezuela) Государство Венесуэла, география и история Венесуэлы История государства Венесуэла, география и история Венесуэлы, государственное устройство Содержание Содержание: Природа Рельеф местности Горная область Впадина озера Маракайбо… …   Энциклопедия инвестора

  • Венесуэла — Боливарианская Республика Венесуэла исп. República Bolivariana de Venezuela …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»