БЛОНСКИЙ это:

БЛОНСКИЙ
Павел Петрович [14(26). 5.1884, Киев, — 15.27.1941, Москва], педагог и психолог, проф. (1918), дер пед. наук (1935). Окончил ист.-филол. ф-т Киевского ун-та (1907). С 1907 в Москве, с 1908 преподавал педагогику в ср. уч. заведениях. С 1913 приват-доцент Моск. ун-та. Одновременно преподавал в ун-те Шанявского, на Тихомировских высш. жен. курсах и на летних учительских курсах. После Окт. революции Б. вёл интенсивную преподавательскую (МГУ и др. вузы) и науч. работу (н.-и, ин-ты педагогики и психологии), участвовал в составлении шк. программ, писал учебники для пед. вузов и уч. пособия для нач. школы («Красная зорька», 1926"); был одним из создателей и руководителей Академии социального воспитания (с 1924 — АКБ). Совм. работа с Н. К. Крупской (по её инициативе Б. введён в состав науч.-пед. секции ГУСа, членом к-рой был в 1922—32) серьезно повлияла на формирование науч. мировоззрения Б. С нач. 30-х гг. Б. заведовал лабораторией памяти, а затем лабораторией мышления и речи в Гос. н.-и, ин-те психологии (ныне Психол. ин-т РАО).

Дорев. работы Б. имели гл. обр. ист.-филос. (анализ взглядов Дж. Беркли, Плотина и др.) и ист.-пед. характер (очерк франц. педагогики, сочинения о пед. взглядах Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, Ф. Паульсена). Обстоятельное изложение разл. пед. систем и взглядов на основные пед. проблемы (предмет педагогики, сущность и задачи воспитания и т. п.) было дано Б. в уч. пособии для вузов «Курс педагогики» (1916). В работе «Задачи и методы нар. школы» (1916) сформулированы собств. пед. идеи Б., к-рые автор развивал и в сов. время: обучение и воспитание на основе знаний закономерностей развития ребёнка, уважение личности ребёнка, его потребностей и интересов, разностороннее умственное, нравств., эстетич. и трудовое воспитание, трудовое обучение и по-литехн. образование. В первые годы после Окт. революции главное в деятельности Б. — обоснование принципов марксистской перестройки пед. науки и разработка основ трудовой политехн. школы. Статья Б. «Марксизм как метод решения пед. проблем» (1921) имела важное значение для применения диалектич. метода в решении теоретич. проблем и преподавании уч. предметов. Попытка раскрыть общие понятия педагогики как науки была сделана Б. в «Педагогике» (1922, 19248) и «Основах педагогики» (1925, 19293).

В «Трудовой школе» (ч. 1—2, 1919) и др. работах были сформулированы принципы, сохраняющие свою актуальность: неразрывная связь трудового обучения с общим образованием, связь содержания общего и политехн. образования с совр. состоянием науки, необходимость согласовывать его с возрастными и индивидуальными возможностями ребёнка. Содержательны работы Б. по проблемам дошк. педагогики, нравств. и полового воспитания и др. вопросам.

Б. был убеждён, что правильно построить пед. процесс нельзя без знания возрастных и индивидуальных особенностей детей. Исследования Б. сер. 20-х гг. основывались на двух гл. принципах: идее развития (необходимость рассматривать психику как результат эволюции) и целостном подходе к изучению ребёнка (необходимость изучать его психич. и фи-зич. свойства в их взаимосвязи и взаимодействии). Исходя из этого, Б. попытался дать полную картину жизни ребёнка, показать его как «естественное целое». Работы Б. тех лет проводились в русле педологии. В учебнике «Педология» (1934, 19362) в результате обобщения огромного науч. материала Б. дал представление о своеобразии разных возрастных периодов и связанных с ним особенностях воспитания и обучения.

Б. выступил за перестройку психол. науки на основе марксизма («Очерк науч. психологии», 1921). В кн. «Психол. очерки» (1927) выдвинул оригинальное представление о происхождении и развитии психич. жизни, трактуя её как ряд разных уровней психич. деятельности: от сна (примитивного психич. состояния) до высш. интеллектуальных функций. Экспериментально изучал особенности функционирования мышления в ходе возрастного развития. Выдвинул оригинальную теорию памяти, рассматривая различные её виды как ступени развития мнемич. функции; исследовал проблемы речи, высказал свою гипотезу происхождения внутр. речи; изучал эмоциональную сферу, считая её фундаментом поведения человека. Акцентировал внимание на взаимодействии разных психич. сфер и процессов (памяти и мышления, мышления и речи, внимания и эмоций и т. д.). Соч.: Избр. пед. произведения, вступ. ст. Ф. Ф. Королева, М.. 1961 (библ.); Избр. психол. произведения, вступ. ст. В. Н. Колба-новского, М., 1964 (библ.); Избр. пед. и психол. сочинения, вступ. ст. А. В. Петровского и М. Г. Данильченко, т. 1—2, М., 1979; Мои воспоминания, М., 1971.

Лит.: Никольская А. А., О психол. воззрениях П. П. Блонского, ВП, 1974, № 3; с ё же, Значение П. П. Блонского в истории психологии, ВП, 1985, № 1; Смирнов А. А., Проблема развития психики в трудах П. П. Блонского. в его кн.: Развитие и совр. состояние психол. науки в СССР, М., 1975; Фрадкин Ф. А., Программа создания науч. педагогики в работах П. П. Блонского, СП, 1984, № 6. А. А. Никольская.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Смотреть что такое "БЛОНСКИЙ" в других словарях:

  • Блонский — БЕЗУСЫЙ Блонье низина, луговая равнина уреки. Отсюда и название селений, расположенных в таких местах, и фамилия выходцев из этих селений. (Ф). (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) БЛОНСКИЙ В некоторых говорах блонье – ‘низина,… …   Русские фамилии

  • БЛОНСКИЙ — Павел Петрович (1884 1941), педагог и психолог. Один из организаторов (1919) Академии социального воспитания в Москве. Труды посвящены проблемам общей и детской психологии и истории философии. Разрабатывал генетическую теорию памяти, вопросы… …   Современная энциклопедия

  • БЛОНСКИЙ — Павел Петрович (1884 1941) российский педагог, психолог и философ. Доктор педагогических наук (1935), профессор. Окончил историко филологический факультет Киевского университета (1907). Преподавал психологию, философию и педагогику в Московском… …   Новейший философский словарь

  • БЛОНСКИЙ — Павел Петрович (1884 1941), педагог, психолог, историк философии. Создатель (1919) и профессор (до 1931) Академии социального воспитания в Москве. Сторонник педологии. Развил теорию трудовой народной школы, предложил генетическую теорию памяти.… …   Русская история

  • Блонский — (м), Блонская (ж), также Блонски (англ. Blonsky) фамилия польского происхождения. (польск.błoński) дворянский род. Содержание 1 Блонская 2 Блонски 3 …   Википедия

  • БЛОНСКИЙ — Павел Петрович (14 мая 1884 – февр. 1941) – рус. психолог, педагог. До революции – приват доцент Моск. ун та. Филос. взгляды Б. в этот период были близки к идеям религ. философии С. Трубецкого (дисс. Б. Философия Плотина , 1918). Под влиянием… …   Философская энциклопедия

  • Блонский —         Павел Петрович [14(26).5.1884, Киев, 15.2.1941, Москва], советский педагог, психолог, историк философии. Доктор педагогических наук (1935). В 1907 окончил историко филологический факультет Киевского университета. В 1903 17 член партии… …   Большая советская энциклопедия

  • Блонский — Пав.Петр. (1884 1941), рус, советский педагог, психолог, историк философии. В числе проч. трудов Очерки детской сексуальности (1935). (Источник: Словарь сексуальных терминов) …   Сексологическая энциклопедия

  • БЛОНСКИЙ — Павел Петрович (1884 I. 1941) российский педагог, психолог и философ. Профессор (1918). По совокупности работ Б. была присвоена степень д ра педагогических наук (1935). Окончил историко филологический фак т Киевского ун та (1907). Преподавал… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Блонский сельский совет — Блонскі сельсавет Страна Беларусь …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «БЛОНСКИЙ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»