ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович

ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович

В 1887 окончил ист.- филол ф-т Новорос ун-та (Одесса). С 1891 приват-доцент Моек ун-та, с 1892 - Киевского ун-та, где в 1897 создал при кафедре философии психол лабораторию («семинарии»). По возвращении в Москву в 1907 создал при Моек ун-те подобную лабораторию, на базе к-рой в 1912 основан Психол ин-т (официально открыт в 1914). Ч был директором этого ин-та до 1923, под его руководством прошли науч. подготовку мн видные рос психологи Ч активно работал в Моек психол об-ве, принимал участие в разл науч. съездах, в т.ч. в съездах по пед. психологии и эксперим. педагогике Автор неоднократно переиздававшихся учебников по психологии и логике для высш. и ср. уч заведений.

Осн.круг науч. интересов Ч составляли теоретич иметодологич. проблемы философии и психологии- вопросы о сущности психики, о соотношении души и тела, о значении биологического и социального в формировании человека Ч указывал на слабые стороны односто-ронне-материалистич подхода к исследованию психики, стремился философски обосновать психологию с помощью концепции «параллелизма» души и тела С этих позиций рассматривал осн.психол проблемы - предмет.н. методы психологии, основы восприятия и др.

Большое внимание уделял вопросу о взаимоотношении психологии и педагогики Отмечая необходимость для учителя психол знаний, в то же время предостерегал против неоправданно широкого внедрения эксперим. методов в пед. практику По мнению Ч, педагогика базируется не только на психологии Важное значение имеет фил ос этика, обосновывающая пед. цели, психология же указывает на средства их достижения

Рассматривал также вопросы организации шк. образования Дал подробный анализ проекта реформы школы, предложенного в 1917 («Демократизация школы», 1918), считая его псевдодемократическим Ср. образование Ч рассматривал как основу культуры народа В этой связи отрицательно оценивал снижение уровня ср. образования, в частности тенденции к однотипности школ, отмену конкурсного перехода из низшей ступени в высшую, необязательность изучения языков, а также снижение роли учителя за счет учреждения родительских к-тов и участия учащихся в работе пед. советов

В 1923 отстранен с поста директора Психол ин-та и лишен возможности науч. деятельности Тем не менее Ч осуществил еще ряд публикаций, в к-рых критиковал вульгарно-материалистич тенденции в науке и указывал, что идеи марксизма применимы лишь к анализу социальных явлений, но не душевной жизни


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович" в других словарях:

  • Челпанов, Георгий Иванович — Георгий Иванович Челпанов Дата рождения: 16 (28) апреля 1862(1862 04 …   Википедия

  • Челпанов Георгий Иванович — (1862–1936) русский психолог и философ. Критикуя материализм («Мозг и душа», 1900), Ч. пытался построить психологию на основе концепции «эмпирического параллелизма» души и тела, восходящей к психофизическому параллелизму В. Вундта. Он считал, что …   Большая психологическая энциклопедия

  • Челпанов Георгий Иванович — Челпанов (Георгий Иванович, родился в 1862 г. в Мариуполе) современный ученый. Среднее образование получил в мариупольской гимназии. Окончил курс в Новороссийском университете на историко филологическом факультете. В 1890 г. начал преподавание… …   Биографический словарь

  • ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович — (род. 1862 – ум. 1936) рус. философ, психолог и логик. В психологии развивал теорию эмпирического параллелизма души и тела, восходящую к психофизическому параллелизму В. Вундта. Область общей психологии, по Челпанову, должна быть свободна от… …   Философская энциклопедия

  • ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович — (1862 1936) российский психолог и логик, основатель и директор Московского психологического института (1912 23). Сторонник психофизического параллелизма. Труды по экспериментальной психологии …   Большой Энциклопедический словарь

  • Челпанов Георгий Иванович — (1862 1936) русский философ и психолог, создатель первого в России института экспериментальной психологии при Московском университете (1914 г.). Популяризатор психологической науки и автор ряда учебников по психологии. Опирался в своих… …   Психологический словарь

  • Челпанов Георгий Иванович — [16(28).4.1862, Мариуполь, ‒ 13.2.1936, Москва], русский психолог и философ, логик, Профессор Киевского (1892‒1907) и Московского (1907‒23) университетов. Основатель (1912) и директор (до ноября 1923) Московского психологического института ‒… …   Большая советская энциклопедия

  • Челпанов, Георгий Иванович — (род. в 1862 г. в Мариуполе) современный ученый. Среднее образование получил в мариупольской гимназии. Окончил курс в новороссийском университете на историко филологическом факультете. В 1890 г. начал преподавание философии в московском… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Челпанов Георгий Иванович — (1862 1936), психолог и логик, основатель и директор Московского психологического института (1912 23). Сторонник психофизического параллелизма. Труды по экспериментальной психологии. * * * ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович [16… …   Энциклопедический словарь

  • Челпанов Георгий Иванович — Георгий Иванович Челпанов (16 (28) апреля 1862(18620428), Мариуполь  13 февраля 1936, Москва)  русский философ и психолог. Среднее образование получил в мариупольской гимназии. После окончания гимназии, в 1862 г. поступил на историко… …   Википедия

  • ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович — (1862 1936), русский философ, психолог. Родился 16 апреля 1862 в Мариуполе. Окончил историко филологический факультет Новороссийского университета в Одессе (1887). Его учителем был Н.Я. Грот. С 1890 приват доцент Московского университета. В 1897… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»