ЦЕННОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ это:

ЦЕННОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ

направление в пед. теории и практике США, Канады и стран Зап Европы Идея разработки Ц в впервые возникла в США с распространением в 60—70-х гг «контркультуры» среди групп молодежи и интеллигенции, выступивших против ценностей «массового общества» и «массовой культуры» Сторонники Ц в подчеркивали, что его осн.цель - не прямая передача воспитанникам общечеловеческого ценностного опыта, а формирование у молодежи способностей к самостоят.выбору нравств. ценностей, создание у нее нравств. критериев, основанных на гуманистич идеалах

В качестве методологич. основ теории Ц в рассматриваются прагматизм Дж. Дьюи, диалектич теология II Тиллиха, призывающего к поиску нравств. ценностей и идеалов в христ. религии, новый экзистенциализм M Бубера, провозгласившего диалог идеальной формой человеческих взаимоотношений, гуманистическая психология (К Роджерса и А Г Маслоу), операционная концепция интеллекта Ж Пиаже, когнитивная концепция морального развития Л Коль-берга (США), эпигенетич модель личности Э X Эриксона и др.

Теория Ц в объединила ряд самостоят.концепций «ценностное внушение» (Д Сьюперк), «разъяснение ценностей» (Л Ратс, M Хармин, С Саймон), «ценностный анализ» (Дж Френкель), «внедрение ценностей» (Ч Кникер), «ценностная рефлексия» (Кл Бек). и «ценностное действие» (Д Оливер, Фр Ньюмен). Хотя природа ценностей и процесс их интериоризации в отд концепциях трактуются различно, для их авторов характерна общая воспитат. цель «Помочь людям жить в соответствии с ценностями» (Бек).

Все концепции можно разделить на группы по методам передачи ценностей имитация и метод примера, убеждение, разъяснение ценностей, тренировка в деятельности Первый метод строится на приучении детей подражать поведению взрослых и на неукоснительном выполнении их требования («ценностное внушение» и «внедрение ценностей»). По утверждению Кникера, «уже сам факт, что взрослый ведет себя именно так, должен восприниматься как оправдание данного вида поведения» (С h K n i k e r, You and values education, 1977). Метод убеждения («ценностный анализ»). направлен на активизацию мыслительной деятельности учащихся с целью их непосредств участия в процессе интериоризации ценностей Дж Френкель предлагал ориентироваться не на ограниченный набор конкретных ценностей, а на целостную программу, включающую вопросы мирного сосуществования гос-в, развития демократии, разумного использования природных ресурсов и т.д. (разработана в 1957 Нац. советом США по социальным наукам). Методы разъяснения предоставляли учащимся свободу в выборе ценностей и обучение их т.н. ценностному процессу, состоящему, по мнению теоретиков Ц в, из трех осн.этапов выбор, оценивание и действие (Л Ратс). Роль учителя при этом сводилась к созданию в классе атмосферы раскованности и спокойствия, побуждающих учеников к откровенным размышлениям Тренировка в деятельности («ценностное действие»). стимулировала активность учащихся в нравств. поступках в конкретных жизненных ситуациях Ньюмен полагал, что учащихся необходимо обучать рациональным приемам принятия решений, позволяющим реализовать конкретные ценности «равенства, свободы выбора и рационализма» (М Силвер).

Ц в получило в США поддержку, в т. ч и финансовую Проблемами Ц в. занимаются Калифорнийский науч. центр, Амер ин-т воспитания характера (шт Техас), Нац. центр гуманистич воспитания (Нью-Йорк), частная пед. орг-ция «Поиски новых школ» и др.

В Европе Ц в стало объектом иссле-доват проекта, выдвинутого Консорциумом ин-тов в области образования в Европе (осн. в 1991). при поддержке ЮНЕСКО Опубликовано исследование «Ценностное воспитание в Европе» (1994). Вопросы Ц в освещают пед, психол и социологич. журналы «Journal of Moral Education», «Moral Education Forum», «American Psychologist», «American Sociological Review», «Contemporary Education», «Phi Delta Kappan», «Harvard Educational Review», «Values Education Newsletter»

Лит Цырлина Т В, Ценностное воспитание в педагогике США Критич анализ, СП, 1987, №1, Harmin M, Simon S, Values Clanfication, № У, 1972, H a w l e » R, H a w l e у I, Human values m the classro-om, № V, 1975, S 11 v e r M, Values education, Wash, 1976, Values and moral development, ed by Th С Hennessy, № V, 1976, Education for values, ed by D С McClelland, № V, 1982, B e с k С Better schools, a values perspective on education № V, 1989, Values Education m Europe Ed M Taylor, CIDREE, NFER Slough, 1994, v 7—8 T В Цырлина


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Смотреть что такое "ЦЕННОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ" в других словарях:

  • Ценностное воспитание —     направление в педагогической теории и практике США, Канады и стран Западной Европы. Возникло в США в 60 70 е гг. в связи с распространением явлений контркультуры среди молодёжи и интеллигенции, выступавших против ценностей массовой культуры.… …   Педагогический терминологический словарь

  • ВОСПИТАНИЕ — целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория В. одна из основных в педагогике. Исторически сложились разл. подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объём понятия, мн.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • АРИСТОТЕЛЬ — (Aristoteles) (384 322 до н.э.) великий др. греч. философ и ученый, создатель логики, основатель психологии, этики, политики, поэтики как самостоятельных наук. Родившись на северо востоке Греции (г. Стагира), провел 20 лет в Академии Платона (см …   Философская энциклопедия

  • ИЕЗУИТЫ — [офиц. название Societas Jesu (SJ), Об во Иисуса], католич. орден монашествующих регулярных (уставных) клириков, основанный в 1534 г. католич. св. Игнатием Лойолой и утвержденный 27 сент. 1540 г. папой Римским Павлом III буллой «Regimini… …   Православная энциклопедия

  • ГЕНДЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ — способы, механизмы, каналы формирования института пола и закрепления соответствующих половых идентификаций. Логика современного определения социального пола (см. Гендер ) указывает на неразрывную связь понятий пол дискурс власть . Г. т.… …   Современный философский словарь

  • обучение — я; ср. к Обучить обучать и Обучиться обучаться. О. грамоте. * * * обучение основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д. В ходе обучения усваивается… …   Энциклопедический словарь

  • Квасов, Григорий Григорьевич — (р. 20.07.1932) спец. в обл. филос. антропологии и социол. личности, этики и эстетики; д р филос. наук, проф. Род. в г. Н.Ладога Ленингр. обл. Окончил филос. ф т МГУ (1955) и асп. того же ф та (1965). С 1956 преп., доц. филос. Кишиневского с. х.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • ИСКУССТВО — форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.). Особенность творческого процесса в И. в нерасчлененности его …   Философская энциклопедия

  • МОРАЛЬ — (от лат. moralitas, moralis, mores традиция, народный обычай, позднее нрав, характер, нравы) понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и… …   Философская энциклопедия

  • ЭСТЕТИКА — (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии… …   Философская энциклопедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»