ФРЕЙД Зигмунд

ФРЕЙД Зигмунд

(6.5 1856, Фрей-берг, Австро-Венгрия, ныне Пршибор, на терр Чехии, - 23 9 1939, Хэмпстед, близ Лондона), австр невропатолог, психиатр и психолог, основоположник психоанализа. В 1881 окончил мед ф-т Венского ун-та и получил степень дера медицины В 1876—82 работал в Венском физиол. ин-те С 1902 проф. Венского унта В 1908 совм. с Э Блейлером и К Г Юнгом основал «Ежегодник психоаналитич и психопатологич. исследований»,в 1910 - Междунар. психоаналитич ассоциацию В 1938 после захвата Австрии фаш Германией подвергся преследованиям и эмигрировал в Великобританию.

В процессе врачебной практики у Ф сложилось представление об осн. механизме психич. заболеваний, о наличии психич. процессов, к-рые, находясь вне сферы сознания, оказывают влияние на поведение Совм. с И Брейером им был разработан т.н. катартический (от греч. катарсис - очищение). метод лечения истерии- погружение больного в состояние гипноза с целью припоминания событий, вызвавших болезнь. Однако в ряде наиб. тяжелых случаев гипноз наталкивался на «сопротивление», к-рое не мог преодолеть Пути к «ущемленному аффекту» Ф нашел в толковании сновидений, свободных ассоциаций, ошибочных действий, забываний и т.н. («Психопатология обыденной жизни», 1904. рус пер 1910, «Толкование сновидений», 1900, рус пер 1913, «Остроумие и его отношение к бессознательному», 1905. рус пер 1925). Исследование этого материала Ф назвал психоанализом - новой формой терапии и методом исследования Ядро психоанализа составляет учение о бессознательном.

В 1900-х гг Ф выдвинул общепсихол теорию строения психики как энергетич системы, в основе динамики к-рой лежит конфликт между сознанием и стихийными бессознательными (гл. обр. сексуальными). влечениями (либидо). Произвольно выделив ряд форм дет. сексуальности, последовательно сменяющих друг друга, Ф на этой основе построил периодизацию психического (а по сути - психосексуального). развития личности. Согласно Ф, в раннем детстве возникает т.н. Эдипов комплекс, в соответствии с к-рым мальчик испытывает влечение к матери и видит в отце соперника (у девочек соответственно - комплекс Электры). Эдипов комплекс вытесняется из сознания ребенка, но забытые переживания детства незримо присутствуют в бессознательном и влияют на поведение Разл формы инфантильной сексуальности играют важную роль в формировании характера взрослого человека, психику к-рого Ф рассматривал как прямую проекцию его дет. опыта Попытки совр. психологов экспериментально проверить теоретич построения Ф успеха не имели, в частности, наличие Эдипова комплекса научно не установлено.

Учение Ф о структуре личности в окончательно оформившемся виде гласит, что человеческая психика состоит из глубинного пласта бессознательного («Оно»), сферы сознательного («Я»). и инстанции, олицетворяющей собой социальные и нравств. установки общества («сверх-Я»). С точки зрения Ф, человек постоянно находится в конфликте с самим собой сознательное «Я» подвергается давлению со стороны бессознательного «Оно» и тирании со стороны не менее бессознательного «сверх-Я», сексуальные влечения сталкиваются с требованиями культуры, что чревато возникновением невротич заболеваний, жизнедеятельность индивида становится ареной борьбы между «инстинктом жизни» (Эрос). и «инстинктом смерти» (Тана-тос).

Исходя из представлений о сексуальном развитии детей, структуре личности и бессознательной детерминации поведения индивида, Ф отверг предшествующие теории и методы воспитания, ориентированные на обуздание и подавление влечений ребенка Ф считал, что гл. внимание в процессе воспитания следует перенести на первые годы жизни

Представления Ф о дет. сексуальности, о становлении и структуре личности вызвали резкую критику со стороны мн ученых, его ближайшие сотрудники и ученики А Адлер и К Г Юнг отвергли теорию Ф и разработали собств. концепции бессознательного В дальнейшем идеи Ф в значит. ельно переработанном виде развивались в русле т.н. неофрейдизма

Ф расширил сферу применения психоанализа, распространив его принципы практически на все сферы человеческой жизнедеятельности религию («Будущность одной иллюзии», 1927, рус пер 1930), творчество («Леонардо да Винчи», 1910, рус пер 1912), мифологию («Тотем и табу», 1913, рус пер 1923), обществ. жизнь («Психология масс и анализ человеческого „Я"», 1921, рус пер 1925). Труды Ф написаны на нем яз и в виде многотомного собрания сочинений изданы в Штутгарте в 60-х гг («Gesammelte Werke», Bd l—18, Stuttg, 1966- 69). В связи с перемещением в кон 30-х гт центра психоаналитич исследований в Великобританию и США наиб. распространение получили его работы в переводе на англ. яз, полное собр. соч Ф, изданное в Лондоне под ред. Дж Стрэчи, считается канонич источником психоанализа («Standard edition of the complete psychological works of Sigmund Freud», v 1—24, L, 1954—63). В России с 10—20-х гг были опубликованы в рус пер почти все известные к тому времени работы Ф, позднее его труды не издавались В кон. 80-х гг выходят многочисленные сборники и переиздания работ Ф


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ФРЕЙД Зигмунд" в других словарях:

  • Фрейд Зигмунд — Зигмунд Фрейд Sigmund Freud Зигмунд Фрейд (1905) Дата рождения: 6 мая 1856 Место рождения: Фрайберг, Австро Венгрия (ныне Пршибор (Příbor), Чехия), улица Замечницкая (Zámečnická ulice), дом 117 …   Википедия

  • ФРЕЙД Зигмунд —     ФРЕЙД (Freud) Зигмунд (6 мая 1856, Фрайберг 23 сентября 1939, Лондон) австрийский психиатр и психолог, основоположник и ведущий теоретик психоанализа. Получил медицинское образование в Венском университете, работал в физиологической… …   Философская энциклопедия

  • Фрейд Зигмунд — Фройд (Freud) (1856 1939), австрийский врач психиатр и психолог, основатель психоанализа. С 1938 в Великобритании. Развил теорию психосексуального развития индивида, в формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям… …   Энциклопедический словарь

  • Фрейд, Зигмунд — Зигмунд Фрейд. ФРЕЙД (Фройд) (Freud) Зигмунд (1856 1939), австрийский врач психиатр и психолог, основатель психоанализа. С 1938 в Великобритании. Развил теорию психосексуального развития индивида; в формировании характера и его патологии главную… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Фрейд, Зигмунд — (1856 1939) Основатель психоаистиза, прославляемый многими как величайший гений XX века и критикуемый другими за интеллектуальное шарлатанство. Главным вкладом Фрейда в психологию было новое понимание структуры и развития личности. Согласно… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Фрейд Зигмунд — (1856–1939) австрийский психолог, создатель психоанализа. Начав свои исследования как физиолог и врач невропатолог, пришел к выводу, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые больными комплексы, к рые, будучи вытесненными из… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Фрейд Зигмунд — (6.05.1856 23.09.1939) австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа . Первоначально проводил исследования по анатомии и физиологии нервной системы. С 80 х гг. ХIХ  …   Психологический словарь

  • Фрейд, Зигмунд — Запрос «Фрейд» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Зигмунд Фрейд Sigismund Schlomo Freud …   Википедия

  • Фрейд Зигмунд — Фрейд (Freud) Зигмунд (6.5.1856, Фрейберг, Австро Венгрия, ныне Пршибор, Чехословакия, 23.9.1939, Хэмпстед, близ Лондона), австрийский невропатолог, психиатр и психолог; основоположник психоанализа. Окончил медицинский факультет Венского… …   Большая советская энциклопедия

  • Фрейд Зигмунд — От анатомии мозга к «гипнотическому катарсису»     Нет такого факта в жизни человека, который не был бы так или иначе затронут психоанализом. «Психоанализ это мое творение», признавался Фрейд в одной из своих работ. В поведении ребенка он увидел… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • ФРЕЙД Зигмунд — (1856 1939) австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа. Д р медицины (1881), профессор Венского унта (1902 1938). Поч. д р права университета Кларка (1909), Иностранный член Королевского общества. Основатель Венского… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»