СОБОРНЫЕ ШКОЛЫ

СОБОРНЫЕ ШКОЛЫ

, кафедральные школы, в эпоху средневековья ср. уч. заведения при соборах (епископских кафедрах). в крупнейших городах Европы. Возникли в 11 - нач. 12 вв., когда монастыри утрачивали своё значение для образования мирян, сосредоточив обучение во внутр. монастырских школах. Распространению С. ш. способствовали постановления церк. соборов 1179, 1215. Осн. целью создания С. ш. было обучение будущих клириков, однако они служили и для подготовки к светской деятельности. Гл. внимание в С. ш. уделялось релит, воспитанию, соблюдалась строгая дисциплина, поддерживаемая постоянным надзором за учениками. На 1-м этапе ученики получали элементарное образование (чтение, письмо, основы грамматики, счёт, церк. пение). Затем, в зависимости от типа школы, изучались предметы тривиума (лат. грамматика, диалектика, риторика). или тривиума и квадривиума (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Во многих школах на основе изучения древних языков предусматривалось чтение духовных и светских сочинений (в т. ч. антич. авторов). В курс лучших С. ш. включались сведения по естествознанию, медицина, основы права, иногда физич. воспитание. Образование в С. ш., опираясь на методы схоластич. педагогики, содержало элементы науч. знания и имело более абстрактный характер по сравнению с монастырскими школами, ориентированными на практич. деятельность по книго-писанию (см. Средние века). Единых критериев, определяющих содержание и принципы преподавания, не существовало, успех обучения во многом зависел от индивидуальности педагога.

Осн. контингент С. ш. составляли учащиеся из привилегированных сословий (преим. гор. аристократии, родовой знати), однако во многих школах могли обучаться и дети из бедных семей, к-рые обеспечивались жильём и содержанием.

С 12 в. С. ш. заняли приоритетное положение в системе образоват. институтов средневековья, способствуя развитию центров образования в крупных городах. В связи с потребностью общества в регулярном светском образовании с едиными критериями проф. подготовки учащихся и уровня преподавания наиб. значит. ельные С. ш. (в Париже, Болонье, Салерно, Монпелье, Палермо, Оксфорде и др. городах). были преобразованы в кон. 12—13 вв. во всеобщие школы (Stu-dia generalia), а затем в ун-ты.

Лит.: Шмидт К., История педагогики К. Шмидта, изложенная во всемирно-ист, развитии и в органич. связи с культурною жизнью народов, т. 2, История педагогики от И. Христа до Реформации, М., 1879; Walsh J. J., High points of medieval culture, Freeport (№. Y.), [1969]; Bowen J., Ahistoryofwesterneduca-tion, v. 2, L., [1975].


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "СОБОРНЫЕ ШКОЛЫ" в других словарях:

  • Соборные школы —     кафедральные школы, в эпоху Средневековья средние учебные заведения при соборах (епископских кафедрах) в крупнейших городах Европы. Возникли в 11 начале 12 вв., когда монастыри утрачивали своё значение для образования мирян, сосредоточив… …   Педагогический терминологический словарь

  • Соборные школы —         в эпоху средневековья средние учебные заведения при Соборах (епископских кафедрах) в крупнейших городах Европы. С. ш. давали более широкое образование, чем Монастырские школы и Церковно приходские школы, (чтение, письмо, грамматика, счёт …   Большая советская энциклопедия

  • ЕПИСКОПСКИЕ ШКОЛЫ — см. Соборные школы …   Российская педагогическая энциклопедия

  • КАФЕДРАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ — см. Соборные школы …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Церковные школы — школы при крупных монастырях, епископских кафедрах, церквах и т.д., существовавшие в средневековой Зап. Европе со времени ее христианизации. Долгое время ц.ш. были единственными центрами обучения. Создавались они для поддержания господства… …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • СРЕДНИЕ ВЕКА (образование, воспитание) — период, следующий за историей древнего мира и предшествующий новой истории (обычно датируется кон. 5 сер. 17 вв.), время возникновения, развития и упадка ср. век. цивилизации и феодализма как особого этапа ист. развития человечества. В С. в.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ЧЕХИЯ — (Cechy), Республика Чехия, гос во в Центр Европе Пл 79 тыс. км2 Нас 10,4 млн чел (1992). Офиц яз чешский Столица – Прага. Предположительно, еще до 9 в на терр Ч действовали катехизаторские уч ща Становление шк. дела связано с деятельностью… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Средние века — (педагогические аспекты)     период, следующий за историей Древнего мира и предшествующий Новому времени (обычно датируется концом 5 серединой 17 вв.), время развития и упадка средневековой цивилизации и феодализма как особого этапа в развитии… …   Педагогический терминологический словарь

  • Мусульманская культура —     средневековая культура, сложившаяся в странах господства ислама и под его влиянием в 7 12 вв. Классический период М.к. характеризуется главенствующей ролью арабского языка как языка религии, науки, культуры.    М.к. сложилась в Халифате и… …   Педагогический терминологический словарь

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»