СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ это:

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ

(до монашества - Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович). [12.12(7).1629, Полоцк. - 25.8.1680, Москва], церкв. и обществ, деятель, педагог, писатель. Учился в Киево-Могилянской академии, по окончании к-рой получил диплом «дидаскала» (учителя). С 1650 продолжил обучение в Виленской иезуитской академии. В 1656 принял монашество в Полоцком Богоявленском монастыре и стал преподавателем местной братской школы. Тогда же им были написаны «декламации», с к-рыми его ученики выступили перед царём Алексеем Михайловичем. В 1664 переселился в Москву, где организовал Спасскую лат. школу, в к-рой преподавал лат. грамматику, пиитику, риторику и, вероятно, польск. язык. С 1667 С. П. был учителем царевича Алексея, а после его смерти - царевича Феодора и царевны Софьи. В 1678 С. П. открыл в Кремле независимую от патриаршей цензуры Верхнюю типографию, первым изданием к-рой стал «Букварь языка сло-венска» (1679). В стихотворном предисловии к Букварю высказал ряд практич. наставлений ученикам и общие соображения о пользе нач. обучения и воспитания детей. 1-й раздел букваря составлен из статей, излагающих основы христ. вероучения; 2-й - нравоучительный - содержит правила жизни и обихода христиан; 3-й - практический. Букварь С. П. явился первым в России обстоятельно разработанным уч. руководством для детей мл. возраста. С. П. подготовил «Академич. привилегию» (написана учеником С. П. - Сильвестром Медведевым) - проект устава нового для России уч. заведения (Славяно-греко-латинской академии), где предлагалось принимать для получения образования юношей из разных сословий на равных основаниях, а завершивших обучение распределять по службе с «учётом практич. пользы, каковую они могут принести гос-ву благодаря полученным знаниям». С. П. был сторонником схоластич. образования, адептом теории «писанного разума». Согласно этой теории, Истина уже зафиксирована в книгах («второй памяти» людей, как их называл С. П.), её не надо искать опытным путём, к чему призывали учёные-картезианцы - современники С. П.; достаточно иметь хорошие знания.

В ранних стихотворениях (1648—60). С. П. изложил свои взгляды на воспитание и обучение. Он призывал к тому, чтобы о человеке судили по его способностям и делам, а не по родословной и титулам. В его ранних стихах высказана ориг. идея о делении человеческой жизни на пять 16-летних этапов. В первые 16 лет воспитание и обучение полезно строить так, чтобы оно включало «разные игры, т. к. должно приносить им удовольствие». 2-й этап (до 32 лет). предполагает, что юноша, «набравшись разума», находит любимую профессию и овладевает ею и т. д. Но воспитывать человека в уважении к старшим, в «бла-гоумии и добропорядочности» надо сызмальства, не пренебрегая при необходимости и розгой. Гл. задачу воспитания С. П. возлагал на родителей, к-рые не должны губить ребёнка чрезмерным «ласканием» и «ненаказанием», обязаны изолировать его от «злого общества», с ранних лет учить рукоделию, прививая трудолюбие. Чтобы эффективней воздействовать на ученика, следует учитывать его темперамент («4 преобладающих темперамента»). Из семи свободных искусств им особо выделялась логика (диалектика), к-рую вслед за «достойным Платоном» он провозглашал «матерью всех наук». Занятия логикой развивают в человеке «быстрый и острый разум» - ценнейшее, по мнению С. П., качество, без к-рого невозможно успешное участие в учёном диспуте. Он сформулировал важную мысль о пед. функции поэзии, стихотворной речи, к-рые полезны тем, что облегчают запоминание сложного материала, а также «в немнозе пространстве многшая заключат могут». Есть данные, свидетельствующие о том, что С. П. был знаком с нек-рыми работами Эразма Роттердамского и Я. А. Коменского. Он поддерживал прогрессивные для того времени принципы и методы обучения: наглядность, доступность, увлекательность, повторение и закрепление пройденного, учет индивидуальных особенностей учащихся, положит, пример учителя и др. В одном из произведений С. П. уподобляет душу ребёнка «скрижали ненаписанной», что близко к учению Дж. Локка, ставшего известным в России почти через 10 лет после смерти С II Многое из того, что касалось вопросов развития личности, было взято С II из опыта католич. академий и коллегий В России того времени он нашел благодатную почву для совершенствования и творческого применения этого опыта

С о ч Избр соч [Подготовка текста, ст.н. коммент.н. II Еремина], M -Л 1953, [Ста хи], в ки Рус силлабич поэзия XVII- XVIII вв Вступ ст, подгот текста и прим А М Панченко, Л, 1970, с 104—73

Лит Татарский И С, Симеон Полоцкий (Его жизнь и деятельность), M, 1886, СмирновН, К вопросу о педагогике в Московской Руси в XVII столетии, «Рус филол вестник», Варшава, 1898, № 1—2, Калинин А Д, Пед. взгляды Симеона Полоцкого, УЗ МОПИ им H К Крупской, 1964, т 155, в 11, ЕлеонскаяА С Симеон Полоцкий - педагог и методист, УЗ МГПИ им В И Ленина, 1969, № 344, Ч у м а А А, Ян Амос Коменский и рус школа (до 70-х гг 18 в), Братислава, 1970, Симеон Полоцкий и его книгоиздат деятель ность М, 1982, ЗвонареваЛ У У истоков пед. воззрений Симеона Полоцкого, в кн. Просвещение и пед. мысль Др Руси Сб науч. трудов, М, 1983, с 64—75, M11 j u r o v B №, Jan Amos Komensky a Simeon Polockij «Pedagogika», Praha, 1964, гоб XIV,.№ 4, s 473—80 В К Былшшн.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Смотреть что такое "СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ" в других словарях:

  • СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ — в миру Самуил Емельянович Петровский Ситнианович (1629 1680) богослов, просветитель, мыслитель. Учился в Киево Могилянской академии и Виленском иезуитском коллегиуме, принял монашество в 27 лет. По приглашению царя Алексея Михайловича приезжает в …   Философская энциклопедия

  • Симеон Полоцкий — Симеон Полоцкий. СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (в миру – Самуил Емельянович Петровский–Ситнианович) (1629 – 80), белорусский и русский церковный и общественный деятель, писатель, проповедник; организатор типографии в Кремле. Полемизировал с расколом… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ — (в миру Самуил Емельянович Петровский Ситниа нович) (1629 80), общественный и церковный деятель, писатель, проповедник, поэт. Полемизировал с деятелями раскола и оставившим патриаршество Никоном (трактат Жезл правления , 1667). Организовал в… …   Русская история

  • Симеон Полоцкий — см. Полоцкий …   Биографический словарь

  • СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ — (в миру Самуил Емельянович Петровский Ситнианович) (1629 80), белорусский и русский церковный и общественный деятель, писатель, проповедник; организатор типографии в Кремле. Полемизировал с расколом (богословский трактат Жезл правления , 1667).… …   Современная энциклопедия

  • СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ — (в миру Самуил Емельянович Петровский Ситнианович) (1629 80) белорусский и русский общественный и церковный деятель, писатель, проповедник, поэт. Полемизировал с деятелями раскола. Наставник царских детей. Организовал в Кремле типографию. Один из …   Большой Энциклопедический словарь

  • СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ — (Самуил Гаврилович Петровский Ситниянович) (1629 1680) белорусско русский мыслитель, писатель, общественный деятель. Учился в Киево Могилян ской академии, позднее в Виленской иезуитской академии, где среди его учителей были Коялович, Лауксмин,… …   Новейший философский словарь

  • Симеон Полоцкий — Не следует путать с епископом Полоцким Симеоном. Симеон Полоцкий …   Википедия

  • Симеон Полоцкий — в миру Самуил Емельянович Петровский Ситнианович (1629 1680), общественный и церковный деятель, писатель, проповедник. С 1664 в Москве. Автор богословского трактата «Жезл правления» (1667), направленного как против патриарха Никона, так и против… …   Энциклопедический словарь

  • Симеон Полоцкий — [в миру Самуил Емельянович (Гаврилович?) Петровский Ситнианович] (1629, Полоцк — 1680, Москва), белорусский и русский церковный деятель, писатель, просветитель. Окончив Киево Могилянскую академию, принял монашество в Полоцком Богоявленском… …   Москва (энциклопедия)

Книги

Другие книги по запросу «СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»