РЕЧЬ

РЕЧЬ

форма общения (коммуникации). людей посредством языка. Речевое общение организует совм. деятельность людей, способствует познанию людьми друг друга, является существенным фактором в формировании и развитии межличностных отношений. Благодаря P. осуществляется ист преемственность опыта людей, человек овладевает знаниями P. и язык тесно взаимосвязаны. Речь оформляется в соответствии с нормами языка. Язык, являясь основой речевой деятельности, сам развивается, обобщая в себе речевой опыт людей Ребенок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в P.

Речевое общение может носить характер сообщения о к -л событиях, явлениях, в форме суждения или указания. Нередко P. направлена на то, чтобы вызвать у собеседника ответные действия сопереживать, сочувствовать, возмущаться, совершать поступки. Однако P. не только обеспечивает возможность общения людей между собой, но и, являясь средством выражения мыслей, становится осн.механизмом мышления человека, средством осуществления мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения и др.). Она имеет большое значение для развития наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-понятийного мышления. Тесно связана P. и с др. психич. процессами восприятием, запоминанием и воспроизведением, существенна роль P в воображении, при осознании своих эмоций, регуляции своего поведения.

P человека членораздельна, в ней различают звуки, фонемы, слоги, слова, предложения.

В зависимости от вида речевой деятельности выделяют P внешнюю и внутреннюю, устную и письменную. Внеш. P служит гл. обр. целям общения, поэтому она строится так, чтобы быть понятной слушателю Внутр. P — непроизносимая, она играет важную роль в процессах сознания, самосознания, мышления Письменная P функционально тесно связана с внутр. P (проговаривание про себя того, что нужно написать, чтение про себя).

В речевом общении участвуют как минимум 2 человека говорящий, т с произносящий P, и слушающий (воспринимающий и понимающий P). Такое общение может быть рассмотрено с точки зрения произнесения, восприятия и понимания P.

Речепроизнесение предполагает переход от внутр. P к внешней В случае привычных для данного человека высказываний этот переход осуществляется без произвольных усилий. Однако чем сложнее мысль и чем в более свернутом виде она сформулирована средствами внутр. P, тем сложнее становится переход к внеш. P. Необходимо вспоминать и отбирать нужные слова, формулировать высказывания в соответствии с правилами грамматики и стилистики.

Восприятием P принято обозначать первый уровень анализа и синтеза средств языка, обеспечивающий различение слов. Второй уровень (понимание P). предполагает анализ и синтез высказываний с точки зрения их содержания и значения. Вместе с тем восприятие и понимание P — единый взаимосвязанный процесс, в к-ром понимание P. определяется ее восприятием и наоборот.

Человек, слушающий P, обычно выделяет смысловые опорные пункты высказывания — т.н. ключевые слова. При восприятии P происходит взаимодействие слухового, речедвигательного и зрительного анализаторов Слуховые восприятия речевых звуков соединяются с тактильно-кинестезич ощущениями, возникающими от напряжения собств. речевых органов при слушании чужой P, а также со зрительным восприятием мимики, особенно движений губ, и пантомимики говорящего.

Внешняя, или устная, P может быть диалогической и монологической Диалогическая, или разговорная, P обычно бывает неполностью развернутой, т к она ситуативна, многое в ней не высказывается, а подразумевается благодаря контексту, понятному разговаривающим Обычно непроизвольная, она становится произвольной, если беседа, обмен мнениями планируются заранее В этом случае она приобретает черты монологич. P В диалогич. P осуществляется тесное взаимодействие участников беседы

Монологич. P — высказывание одного человека, длительное время непрерываемое репликами (напр., P лектора, оратора и др.). Монологич. P, как правило, имеет более сложное син-таксич строение, чем диалогическая, обычно она требует предварит подготовки Правильно построенную монологич. P отличает логич. связность высказываемых мыслей и систематичность изложения, подчиненного определенному плану Рассчитанная на определенную аудиторию, монологич. P, однако, не всегда сопровождается ответной реакцией слушающих (выступающим по радио и телевидению реакция слушающих в момент P неизвестна). Однако умелый оратор и лектор учитывает реальную или предполагаемую аудиторию и соответственно строит изложение материала По своей структуре монологич. P приближается к письменной Имеются и спец. конструкции, характерные только для устной P (повторы или перефразировки отд высказываний, вопросы, обращаемые к аудитории, изменения последовательности слов во фразе, чтобы придать отд словам особую значимость).

Одно из свойств обоих видов устной P — ее плавность (при ср. скорости за 1 с произносится слово в 5 слогов).

Устной противопоставляется письменная P — исторически позднее возникший способ речевого общения В отличие от устной P, к-рой дети овладевают в процессе речевого общения, письменной P необходимо специально обучать Структурная особенность письменной P — ее контекстность (все содержание высказывания должно быть понятно из контекста). Стиль письменной P существенно зависит от характера ее содержания (стиль деловой переписки отличается от стиля и письма близким людям).

Деление P на слышимую, произносимую и видимую производится в зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном речевом акте Аналогично с этим может быть обозначена и осязательная P, т e P, воспринимаемая слепыми или слепоглухонемыми при чтении шрифта по Брайлю или ощупывании руки другого человека, говорящего с помощью дактильной P К видимой P, кроме обычной письменной, следует отнести также все способы общения посредством зрительно воспринимаемых кодов, в т.ч. общение посредством разл сигналов Особые случаи видимой P — мимико-жестовая P. глухих, дактильная P и «чтение с губ» P. выполняя функции к -л спец. общения, приобретает определенную специфич внутр. структуру, соответственно этому выделяются поэтич, магич и др. виды P.

Речевая деятельность изучается психологией, физиологией, языкознанием, психолингвистикой Широко представлены исследования P в области прикладной психологии при психол анализе обучения иностр. языкам, кодировании и декодировании сообщений для счетно-решающих устройств и др. (см также Развитие речи). О нарушениях речи см в ст Аномальные дети, раздел Дети с нарушениями речи, Логопедия

Лит Рубинштейне Л, Кпсихоло гии речи, «Уч зап ЛГПИ им А И Герцена», 1941, т 35, Вы готский Л С, Мышление и речь, в его кн. Избр психол исследова ния, M, 1956, АхмановаО С, О психо лингвистике, M, 1957, Ж и и к и и H И, Механизмы речи, M, 1958, его же, Речь как проводник информации, M 1982, Л у p и я А Р, Мозг человека и психич. процессы, т 1, M, 1963, Миллер Дж Речь и язык, в сб Эксперим. психология, сост С С Стивене, пер с англ. т 2, M 1963, Ликлайдер Дж, Миллер Дж, Восприятие речи, там же, Фант Г, Акустическая теория рече образования, пер с англ. M, 1964, II с н-филд V, Роберте Л, Речь и мозговые механизмы пер с англ. Л, 1964, Б о д а л с в А А, Восприятие человека человеком, Л, 1965, соколова Н, Внутренняя речь и мышление, M 1968, Леонтьев А А, Язык, речь, речевая деятельность, M, 1969, Основы теории речевой деятельности, M, 1974, Ушакова Т Н, Павлова Н Д, ЗачесоваИ А Речь человека в общении, M, 1989, G o l d s t e i n K, Lan-guage and language disturbances, № Y, 1948, Yakobson R, Halle M, Fundamentals of language, s-Gravenhage, 1956, K a i n z F, Psychologie der Sprache, Bd 2, Stuttg, I9602, Yakobson R, Lmguistics and poetics, в сб Style m language, № V -L, [1960]

T В Розанова.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "РЕЧЬ" в других словарях:

  • речь — речь, и, мн. ч. и, ей …   Русский орфографический словарь

  • речь — речь/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • Речь — Речь  конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения,… …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • РЕЧЬ — РЕЧЬ, речи, мн. речи, речей, жен. 1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (книжн.). 2. только ед. Звучащий язык, язык в момент произношения.… …   Толковый словарь Ушакова

  • речь — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? речи, чему? речи, (вижу) что? речь, чем? речью, о чём? о речи; мн. что? речи, (нет) чего? речей, чему? речам, (вижу) что? речи, чем? речами, о чём? о речах 1. Речью называется чья либо… …   Толковый словарь Дмитриева

  • речь — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Р. включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • речь — и есть система рефлексов социального контакта, с одной стороны, а с другой – система рефлексов сознания по преимуществу, т.е. для отражения влияния других систем. [1.1.1, 52; 1.1.3, 95] <...> речь – не только система звуков, но и система… …   Словарь Л.С. Выготского

  • РЕЧЬ — РЕЧЬ. Голосовая речь представляет собой высшую форму символически выразительных функций; более элементарными проявлениями этих выразительных функций служат аффективные возгласы, мимика и жестикуляция. В противоположность этим последним, имеющим… …   Большая медицинская энциклопедия

  • речь — Слово, предложение, фраза, спич, тост, здравица, аллокуция, диатриба, рацея, тирада, филиппика, изложение, слог, стиль, перо. Речь бессодержательная, медоточивая, прочувствованная, сладкая, содержательная. Заводить, держать, произносить, вести… …   Словарь синонимов

  • Речь —         Река и речь, создал господь         Вас вдохновением единым.         Вас никому не побороть,         Для вашей плоти нет плотины.         Боги так же, как и люди, поначалу могли видеть, но не умели говорить (1) и объяснялись между собой… …   Энциклопедия мифологии

  • речь — и; мн. речи, ей; ж. 1. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Расстройство речи. Урок развития речи. Владеть речью. Затруднённая речь. Дар речи (умение красиво говорить). Лишиться дара речи (стать немым или утратить… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»