ЗАЛКИНД Арон Борисович это:

ЗАЛКИНД Арон Борисович

[5(17).6.1888, Харьков, — июль 1936, Москва], психоневролог, психолог и педагог, один из ведущих представителей педологии. Окончил мед. ф-т Моск. ун-та (1911). Директор Петроградского психотерапевтич. ин-та (1917—20). В 1923—30 преподавал в АКВ и 2-м МГУ.

Первоначально занимался практич. психиатрией и психоневрологией, под влиянием теории 3. Фрейда опубликовал неск. статей в журнале рус. психоаналитиков «Психотерапия». После 1917 пропагандировал идеи психоанализа, пытаясь совместить их с постулатами марксистской науки. Проводя аналогии между основными положениями фрейдизма и широко понимаемой рефлексологии, пытался доказать близость их категориального аппарата и предмета исследования. Подобный вариант эклектич. синтеза разнородных теорий уже в 20-х гг. вызвал резкую критику, в частности, в работах Л. С. Выготского и M. M. Бахтина.

Увлечение фрейдизмом обусловило внимание 3. к проблемам психосексуального развития и полового воспитания. Заложенные им теоретич. основы полового воспитания на долгие годы фактически определили стратегию решения этого вопроса в сов. педагогике. 3. указывал, что хотя сексуальное влечение — неотъемлемая часть жизни человека, оно представляет собой проявление одного из низших пластов личности и не должно отвлекать представителей нового общества от выполнения их социально-ист. миссии. Решающее значение придавал фактору переключения половой энергии в русло социальной активности («сублимации» — по Фрейду). В плане возрастного развития в этой связи повышенное внимание уделял подростковому возрасту, рассматривая его как критический, переходный. Согласно 3., существуют три типа процессов, определяющих кризисный характер подросткового возраста: нарастающие стабилизац. процессы, закрепляющие прежние приобретения организма и делающие их более стабильными; процессы действительно критические — бурно осуществляющиеся изменения; оформление зарождающихся элементов взрослого человека. Эти идеи, в частности, были использованы Л. С. Выготским при создании его периодизации возрастного развития и разработке понятия кризиса» возрастных.

Критикуя большинство современных ему пед. и психол. теорий, к-рые легли в основу биологизаторского направления в педологии, 3. указывал на недопустимость «биол. статизма» в рассмотрении развития ребёнка. Сведение процессов развития к созреванию организма, анализ становления личности в терминах элементарных поведенческих реакций 3. называл зоологич. подходом к детству. В противовес этому представлению акцентировал внимание на внеш. условиях, определяющих развитие; считал, что среда является решающим фактором формирования личности. Это положение легло в основу социогенетич. направления в педологии. Идея 3. о влиянии среды на развитие и поведение ребёнка оказалась весьма продуктивной в решении вопроса о т. н. моральной дефективности. До сер. 20-х гг. к категории морально дефективных относили широкий круг детей, чьё поведение отклонялось от общепринятых норм; наряду с нервными и психически больными детьми морально дефективными считались также беспризорные и педагогически запущенные дети. 3. было показано, что недопустимо подразделять детей на нормальных и морально дефективных, т. к. решающим фактором отклоняющегося поведения в большинстве случаев выступают недостатки среды и воспитания.

3., однако, абсолютизировал влияние среды, расценивая последнюю как фактор, остающийся стабильным и оказывающий неизменное механич. воздействие на протяжении всей жизни. Этот подход вызвал возражения со стороны мн. педагогов и психологов. Однако взгляды 3. находили и Значит. поддержку: в 1927 на 1-м Педологич. съезде ему удалось представить теоретич. платформу, к-рая была одобрена как «объединённая платформа», призванная консолидировать сов. педологов. В 1928 была создана Комиссия по планированию исследоват. работы по педологии в РСФСР при Главна-уке Наркомпроса, 3. был назначен её председателем. В том же году 3. стал гл. редактором журн. «Педология». В 1930 по инициативе 3. был проведён съезд по изучению поведения человека; т. о. 3. фактически заявил претензии на роль идеолога всей совокупности наук о человеке. В 1930 Психол. ин-т в Москве был преобразован в Ин-т психологии, педологии и психотехники; на посту его директора 3. сменил Н. К. Корнилова.

В 1936 3. умер от инфаркта на московской улице, возвращаясь с собрания, на к-ром было оглашено пост. ЦК ВКП(б) «О педологич. извращениях в системе наркомпросов ».

Соч.: Очерки культуры революционного времени, М., 1924; Революция и молодежь, М., 1925; Вопросы сов. педагогики, М. — Л; Основные вопросы педологии, М., 1930; Половое воспитание. M.; Педологич. основы воспитательной работы с подростковым возрастом, в кн.: Вопросы педологии рабочего подростка, М., 1929; Основные особенности переходного возраста, «Педология», 1930, № 1; Педология дет. и юношеского коммунистич. движения, в кн.: Пед. энциклопедия, под ред. А. Г. Калашникова, т. 2. М., 1930.

Лит.: Эткинд А. М., Обществ. атмосфера и индивидуальный путь ученого: опыт прикладной психологии 20-х гг., ВП, 1990, № 5.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Смотреть что такое "ЗАЛКИНД Арон Борисович" в других словарях:

  • Залкинд, Арон Борисович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Залкинд. Арон Борисович Залкинд (1888, Харьков  1936, Москва)  советский психиатр, психоневролог, педолог. Лидер педологического движения в СССР. Председатель Межведомственной …   Википедия

  • Залкинд, Арон Борисович — (1888 1936)     психоневролог, психолог и педагог, один из ведущих представителей педологии. Заложил теоретические основы полового воспитания, на долгие годы определившие стратегию решения этой проблемы в советской педагогике; решающее значение… …   Педагогический терминологический словарь

  • Залкинд, Арон Борисович — (1888 1936)    Российский психолог, один из лидеров отечественной педологии, главный редактор журнала Педология (1928) и председатель комиссии по планированию исследовательской работы по педологии при Наркомпроссе (1928).    Окончил медицинский ф …   Кто есть кто в российской психологии

  • ЗАЛКИНД Арон Борисович — (1886 1936) российский врач и психолог. В 1910 изучал возможности использования идей З. Фрейда для понимания и лечения психоневрозов. В 1913 опубликовал соответствующие статьи в журнале Психотерапия . Исследовал проблемы сексуальности и… …   Социология: Энциклопедия

  • ЗАЛКИНД — Арон Борисович (1886 1936) российский врач и психолог. В 1910 изучал возможности использования идей Фрейда для понимания и лечения психоневрозов. В 1913 опубликовал соответствующие статьи в журнале «Психотерапия». Исследовал проблемы… …   Новейший философский словарь

  • Залкинд — Залкинд  еврейская фамилия. Известные носители: Залкинд, Арон Борисович (1888 1936)  советский психоневролог, лидер советской педологии. Залкинд, Лазарь Борисович (1886 1945)  советский шахматный композитор. Залкинд, Милтон (1916… …   Википедия

  • ЗАЛКИНД — Арон Борисович [5(17).6.1888, Харьков, июль 1936, Москва], психоневролог, психолог и педагог, один из ведущих представителей педологии. Окончил мед. ф т Моск. ун та (1911). Директор Петроградского психотерапевтич. ин та (1917 20). В 1923 30… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ЗАЛКИНД — Арон Борисович (1886 1936) российский врач, психолог, один из лидеров отечественной педологии. Окончил медицинский ф т МГУ (1911). В 1910 г. изучал возможности использования идей 3. Фрейда для понимания и лечения психоневрозов. В 1913 г.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Список шахматистов —   Это служебный список с …   Википедия

  • Советская психология в 1920-1930 гг. — Советская психология в 1920 1930 гг. Содержание 1 Процессы 2 Дисциплины 3 Институты и общества 4 …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»