Дети с нарушениями слуха это:

Дети с нарушениями слуха

Глухие дети страдают глубоким стойким двусторонним нарушением слуха. Они не могут самостоятельно овладеть речью и без спец. обучения становятся глухонемыми. Большинство глухих обладает остаточным слухом, к-рый позволяет им воспринимать лишь очень громкие звуки (силой более 80 дб в диапазоне до 1000-2000 гц). Недостаток слуховых впечатлений обедняет внутр. мир ребенка. наиб. ущерб его развитию приносит создаваемое глухотой препятствие к овладению словесной речью как средством общения и познания окружающего мира, как орудием мышления. Чем раньше начинается спец. обучение ребёнка словесной речи с использованием и развитием остаточного слуха и чтения с лица устной речи окружающих, тем меньше психич. развитие отклоняется от нормы.

Даже в условиях спец. обучения развитие словесной речи глухих отстаёт от нормы и имеет целый ряд особенностей, касающихся овладения фразовой речью, усвоения звуко-буквенного состава слов; часто наблюдается расширение или сужение представлений о значении слов. При обучении дети легче овладевают словами, обозначающими конкретные предметы, несколько труднее — обозначающими действия, качества, признаки, ещё труднее — словами с абстрактным и переносным смыслом. В построении фраз они допускают нарушение законов грамматики. Понимание речи опережает формирование возможности собственного высказывания в устной, дактильной и письменной речи. Ограниченные возможности владения речью сказываются на развитии познават. процессов (напр., формирование словесно-логич. понятийного мышления происходит со Значит. опозданием и отличается большим своеобразием), эмоционально-волевой сферы и др.

Для общения со слышащими дети пользуются естеств. жестами (указательными, имитирующими действия, изображающими признаки предметов), к-рые обычно вырабатываются в процессе взаимного общения. Между собой они общаются с помощью мимико-жестикуля-торной речи, знаковая и информац. структура к-рой более сложна, чем при естеств. жестах, однако эта речь отличается от словесной по своей лексике, грамматике, способам высказывания, значительно беднее словесной и используется в общении ограниченным кругом людей.

Спец. обучение позволяет детям овладеть словесной речью, что расширяет возможности их общения со слышащими и способствует преодолению их недостатков как в сфере познания, так и в развитии личности.

Оглохшие дети — дети, утратившие слух, но сохранившие речь, становление к-рой происходило на основе нормального слухового восприятия. Сохранность речи зависит от возраста ребёнка в момент наступления глухоты, наличия остатков слуха и умения их использовать, владения грамотой к моменту потери слуха, условий развития и индивидуальных особенностей, от коррекционно-пед. воздействий.

Чем младше потерявший слух ребёнок, тем скорее и сильнее нарушается и даже распадается его речь. Важно как можно раньше начать коррекционную работу по сохранению речи и формированию на её базе навыков восприятия устной речи окружающих. При этом важнейшая роль отводится зрительному восприятию (чтению с лица). Параллельно идёт обучение детей чтению.

Сохранившиеся слуховые ощущения используются осторожно, в зависимости от мед. показаний и только в сочетании со зрительным восприятием. Тренировка остаточного слуха, подбор индивидуальных слуховых аппаратов проводятся позже на основании стабильных данных о состоянии остаточной слуховой функции.

Одно из осн. условий полноценного развития оглохших дошкольников — пребывание их в говорящей среде и проведение родителями под руководством и контролем специалистов индивидуальных занятий. С детьми шк. возраста проводятся индивидуальные и групповые занятия по формированию и развитию навыков восприятия устной речи, а также по коррекции произношения.

Слабослышащие дети страдают понижением слуха (тугоухостью), в результате чего у них возникает нарушение речи. В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют возможность с помощью слуха накапливать нек-рый запас слов. Степень потери слуха может быть различной — от затруднённого восприятия шёпота до резкого ограничения возможности восприятия речи разговорной громкости.

Уровень развития речи зависит гл. обр. от степени нарушения слуха, времени его наступления, а также от условий воспитания с учётом слухового дефекта, индивидуальных особенностей ребёнка. Своевременно принятые меры по коррекции речи и формированию навыков чтения с губ (с лица), даже при значительно выраженном и рано возникшем нарушении слуха, позволяют добиться того, что ко времени поступления в школу ребёнок овладевает развёрнутой речью. Когда нарушение слуха не распознаётся или на него не обращается должного внимания, речь ребёнка может оказаться недоразвитой даже при сравнительно небольшой степени тугоухости.

Слабослышащие, обладающие развитой речью, обучаются в массовой школе. Однако даже незначит. потеря слуха (ребёнок слышит шёпот на расстоянии 2—4 м) может вызвать определённые трудности в освоении уч. программы. Успешному обучению в массовой школе помогают дополнит, занятия, на к-рых учитель уточняет произношение слов, помогает ребенку овладеть их звуковым составом.

При выраженном недоразвитии речи дети нуждаются в обучении в спец. школе для слабослышащих и позднооглохших детей.

Лит.: P а у ф. А., О детях, потерявших слух, М., 1956; Дьячков А. И., Система обучения глухих детей. М., 1961; Бос-к и с Р. М., Глухие и слабослышащие дети, М. 1963; её же, Учителю о детях с нарушениями слуха, M., 1988 ; III и ф Ж. И., Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей, М., 1968; Психология глухих детей, под ред. И. М. Соловьева [и др.], М., 1971; Зикеев А. Г., Развитие речи слабослышащих учащихся, М., 1976; Розанова Т. В., Развитие памяти и мышления глухих детей, М., 1978; Т и г. p а и о в а Л. И., Умственное развитие слабослышащих детей, М., 1978; Воспитание глухих детей в школе, под ред. А. Г. Зикеева и Э. Н. Хотеевой, М., 1979; Рау Ф. Ф., Формирование устной речи у глухих детей, М., 1981; К у з м и — ч с в а Е. П., Развитие речевого слуха у глухих, М., 1983; Леонгард Э. А., С а м-соноваЕ. Г., Иванова Е. А., Я не хочу молчать!, М., 1990. См. также лит. при ст. Сурдопедагогика.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Смотреть что такое "Дети с нарушениями слуха" в других словарях:

  • дети с нарушениями речи —    дети с сохранным слухом и интеллектом, страдающие резко выраженными отклонениями в развитии речи и вследствие этого ограниченные в речевом общении. Сохранность предпосылок интеллектуального развития и нормальный слух отличают их от детей,… …   Дефектология. Словарь-справочник

  • Дети с нарушениями речи — страдают отклонениями в развитии речи при первично сохранных предпосылках интеллектуального развития и нормальном слухе. Этим они отличаются от детей, страдающих умственной отсталостью, задержкой психич. развития, нарушением слуха и др., у к рых… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Дети с особыми образовательными потребностями —     Новый, еще не устоявшийся термин; возникает, как правило, во всех странах мира при переходе от унитарного общества к открытому гражданскому, когда общество осознаёт потребность отразить в языке новое понимание прав детей с нарушениями в… …   Педагогический терминологический словарь

  • ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ — (англ. children with abnormal behavior, problem children). Отклонения в психическом развитии ребенка м. б. вызваны сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение), поражениями ц. н. с. (умственная отсталость …   Большая психологическая энциклопедия

  • Дети с отклонениями в психическом развитии — Дети с сенсорными нарушениями (зрения, слуха), поражениями ЦНС (умственная отсталость, задержка психического развития, двигательные нарушения, нарушения речи) или с сочетаниями различных нарушений. Последние могут возникать с момента рождения… …   Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

  • Дети со сложными видами нарушений — К детям со сложным (комбинированным) дефектом относятся дети, имеющие аномалии развития сенсорных функций (зрения, слуха)в сочетании с интеллектуальной недостаточностью. В данной категории выделяются следующие группы детей: умственно отсталые… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ — (от греч. отклонение, неправильность), дети, имеющие Значит. отклонения от нормального физич. или психич. развития и вследствие этого нуждающиеся в воспитании и обучении в специальных условиях, к рые обеспечивают коррекцию и компенсацию… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • аномальные дети —  (от греч. anomalos неправильный)    дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами, и вследствие этого нуждающиеся в специальных условиях… …   Дефектология. Словарь-справочник

  • АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ — [см. аномалия] дети, имеющие отклонения в психическом и (или) физическом развитии и нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. Основные группы А. д.: умственно отсталые дети, дети с задержкой психического разви тия, дети с… …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • Аномальные дети — дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития. Лежащие в основе этих отклонений аномалии, или дефекты (от лат. defectus недостаток), могут быть врожденными или приобретенными. Аномальный характер… …   Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

Книги

Другие книги по запросу «Дети с нарушениями слуха» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»