Дети с нарушениями зрения это:

Дети с нарушениями зрения

Слепые дети страдают полным отсутствием зрения либо имеют остаточное зрение (от светоощущения до остроты зрения 0,04 на лучше видящем глазу - при обычной коррекции очками). Для них осн. средствами познания окружающего мира становятся осязание и слух. В связи с этим чувственные образы имеют иное, чем у зрячих, качество, иную структуру. Те дети, у к-рых сохранилось остаточное зрение, имеют возможность воспринимать окружающий мир в виде зрительных образов, хотя весьма обеднённых и неточных.

Потеря зрения обусловливает нек-рые специфич. особенности развития: возникают затруднения в оценке пространств. признаков (местоположения, направления, расстояния и т. д.), процесс формирования движений задержан, иногда отмечаются изменения в эмоционально-волевой сфере.

Коррекционно-пед. воздействие направлено на формирование у слепых детей чувственного опыта. Развитие процессов компенсации слепоты за счёт усиления функций сохранных анализаторов необходимо начинать с раннего возраста. Важную компенсаторную роль играет речь. В речевом общении с окружающими в сознании слепого ребёнка создаются и укрепляются связи между словом и конкретным предметом, словом и действием. Словесное описание предмета, сделанное взрослым, ребёнок подтверждает собственным осязательным обследованием. С помощью слуховых и осязательных ощущений дети учатся передвигаться самостоятельно. Высокого развития у слепых достигает память, т. к. им для ориентировки в пространстве, общения с людьми, усвоения знаний необходимо привлекать больше сведений, чем зрячим. В развитии осн. процессов познания и мышления компенсаторную роль играют практич. занятия, во время к-рых дети сравнивают реально воспринимаемые предметы с существующими у них представлениями. Обучение действиям, способам их выполнения достигается только в условиях общения, при котором движения слепого ребёнка корригируются словом.

У слепых осязательное восприятие материала, закрепление образов в памяти и оперирование ими требуют не только увеличения времени для практич. решений, но и более ранней спец. подготовки — обучения детей навыкам уч. работы. Слепых обучают письму и чтению рельефного шрифта (а также рельефных карт и нот), рельефному рисованию и черчению. Мн. сложные явления физики, химии и др. уч. предметов усваиваются слепыми учащимися с помощью лабораторных работ со спец. приборами (см. Тифлотехника).

Для развития зрительного восприятия у детей, имеющих остаточное зрение, используются красочные картины и иллюстрации, диапозитивы, кинофильмы, в т. ч. воспроизводимые спец. замкнутыми телевизионными системами. Введение аудиовизуальных средств совершенствует процесс обучения и сокращает время для получения необходимой информации.

Ослепшие дети — дети, потерявшие зрение в результате перенесённого заболевания или травмы; зрение у них может быть потеряно полностью либо сохраниться в виде светоощущения или остаточного зрения (острота до 0,04). В памяти таких детей уже с возраста 3—4 лет сохраняются (иногда на протяжении всей жизни) зрительные образы окружающего мира, и в связи с этим объём представлений у них значительно шире и богаче, чем у слепых от рождения. Зрительная память помогает воссоздавать образ предмета или явления по словесному описанию, для чего педагог использует яркие, образные выражения. Связь зрительных представлений с речью способствует более эффективному усвоению детьми знаний и умений. Остаточное зрение помогает детям воспринимать световые и цветовые признаки, ориентироваться в пространстве. Однако осн. новыми средствами познания становятся слух и осязание. Дети должны заново обучаться процессам самообслуживания, ориентировки в пространстве, новым способам овладения знаниями. Для предупреждения появления возможных отклонений в развитии большое значение имеет правильно и своевременно (сразу же после утраты ребенком зрения) организованная система коррекционно-пед. воздействий. Для дошкольников имеются спец. детские сады; детей, ослепших в шк. возрасте, направляют для обучения в школы для слепых детей.

Слабовидящие дети — дети, страдающие значительным снижением остроты зрения (от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с оптич. коррекцией) либо расстройствами периферич. зрения. Зрительное восприятие при слабовиде-нии характеризуется неточностью, фрагментарностью, замедленностью, что значительно обедняет чувственный опыт таких детей, препятствует познанию ими окружающего мира.

Обучение и воспитание слабовидящих детей осуществляется в спец. дошк. учреждениях и школах для детей с нарушениями зрения. Пед. процесс строится с учётом возможностей этих детей и их своеобразия. При этом необходимо соблюдение спец. пед. и гигиенич. требований: рациональное распределение уч. занятий, обеспечение соответствующего уровня освещённости, применение корригирующих и тифлотехнич. средств, организация спец. занятий по коррекции отклонений в психофизич. развитии.

Лит.: Дети с глубокими нарушениями зрения, под ред. М. И. Земцовой [и др.], М., 1967; Слабовидящие дети, под ред. Ю. А. Кулагина [и др.], М., 1967; 3 с м ц о в а М. И., Учителю о детях с нарушениями зрения, M. f 1973; Каплан А. И., Детская слепота. Цветовое остаточное зрение, М., 1979; Л у-рье Н. Б., Коррекционно-воспита!. работа со слабовидящими школьниками, М., 1979; Солнцева Л. И., Развитие компенса торных процессов у слепых детей дошк. возраста, М., 1980; Белецкая В. И., Гнеушева А. Н., Охрана зрения слабовидящих школьников, М., 1982; Г p и г. о P —е в а Л. П., Психофизиол. исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников, М., 1983; Л и т-вак А. Г., Тифлопсихология, М., 1985; Плаксина Л. И., Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения, М., 1985; Ермаков В. П., Якунин Т. АРазвитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения, М., 1990. См. также лит. при ст. Тифлопедагогика.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Смотреть что такое "Дети с нарушениями зрения" в других словарях:

  • Дети с особыми образовательными потребностями —     Новый, еще не устоявшийся термин; возникает, как правило, во всех странах мира при переходе от унитарного общества к открытому гражданскому, когда общество осознаёт потребность отразить в языке новое понимание прав детей с нарушениями в… …   Педагогический терминологический словарь

  • ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ — (англ. children with abnormal behavior, problem children). Отклонения в психическом развитии ребенка м. б. вызваны сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение), поражениями ц. н. с. (умственная отсталость …   Большая психологическая энциклопедия

  • Дети с отклонениями в психическом развитии — Дети с сенсорными нарушениями (зрения, слуха), поражениями ЦНС (умственная отсталость, задержка психического развития, двигательные нарушения, нарушения речи) или с сочетаниями различных нарушений. Последние могут возникать с момента рождения… …   Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

  • Дети со сложными видами нарушений — К детям со сложным (комбинированным) дефектом относятся дети, имеющие аномалии развития сенсорных функций (зрения, слуха)в сочетании с интеллектуальной недостаточностью. В данной категории выделяются следующие группы детей: умственно отсталые… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • аномальные дети —  (от греч. anomalos неправильный)    дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами, и вследствие этого нуждающиеся в специальных условиях… …   Дефектология. Словарь-справочник

  • АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ — (от греч. отклонение, неправильность), дети, имеющие Значит. отклонения от нормального физич. или психич. развития и вследствие этого нуждающиеся в воспитании и обучении в специальных условиях, к рые обеспечивают коррекцию и компенсацию… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ — [см. аномалия] дети, имеющие отклонения в психическом и (или) физическом развитии и нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. Основные группы А. д.: умственно отсталые дети, дети с задержкой психического разви тия, дети с… …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • ПСИХОТЕРАПИЯ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ-КОТЕРАПЕВТОВ ПО ЖЕЛЕЗНЯК, КАРВАСАРСКОЙ, МАРЦИНКЕВИЧ —         С клинической точки зрения ранний детский аутизм, аутистический синдром, синдром Каннера (лат. autismus infantum), является одним из наиболее тяжелых нарушений развития. Поведение детей с ранним детским аутизмом отличается безразличием… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • Аномальные дети — дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития. Лежащие в основе этих отклонений аномалии, или дефекты (от лат. defectus недостаток), могут быть врожденными или приобретенными. Аномальный характер… …   Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

  • СДВГ– синдром дефицита внимания с гиперактивностью — Синдром дефицита внимания и гиперактивности МКБ 10 F90. МКБ 9 314.00 …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Дети с нарушениями зрения» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»