ГУКОВСКИЙ Григорий Александрович

ГУКОВСКИЙ Григорий Александрович

[18.4(1.5).1902, Петербург, — 2.4.1950], литературовед. В 1923 окончил ф-т обществ. наук Петрогр. ун-та. Проф. Ленинградского и Саратовского ун-тов. С 1937 возглавлял группу по изучению рус. лит-ры 18 в. в Ин-те рус. лит-ры АН СССР (Пушкинский Дом). Руководил кафедрой лит-ры Ленингр. ИУУ (1938- 1941) и филол. сектором ленинградского филиала АПН РСФСР (1946- 49). Необоснованно репрессирован (1949); умер в заключении; реабилитирован посмертно.

Г. — автор целостной концепции развития рус. лит-ры 18 — сер. 19 вв. Его кн. «Очерки по истории рус. лит-ры XVIII в.» (1936), «Пушкин и проблемы реалистич. стиля» (1957), «Реализм Гоголя» (1959) отличают сосредоточенность на анализе гл. образной мысли произведения, способность представить движение лит-ры как многосторонний и внутренне закономерный, преемственный процесс.

В труде «Изучение лит. произведения в школе» (1949, изд. 1966) Г. на основе собств. исследовательского опыта сформулировал программу науч. изучения лит-ры в школе, цель к-рой не в усвоении учащимися определённой суммы знаний и расширении кругозора, а в постоянном углублении понимания мира, воссозданного в произведении, с тем, чтобы «улучшить жизнь и себя в ней». Возможности нравств. совершенствования личности, заложенные в худож. творчестве, принимают в реальной шк. практике противоречивые формы. Неумение представить образ как систему авторского изображения и оценки порождает антиисторизм, иллюстративность и абстрактную назидательность в толковании содержания. У ученика формируются начётничество, несамостоятельность мысли, конформизм. Другой стороной представленного Г. «свободного портрета ошибок» являлась подмена целостного анализа произведения анализом отд. частей, «то приучало учащихся к психол. примитивизму.

Уровень читательского восприятия лит. произведения, по Г., отражает особенности данной культуры и социально-ист. типа сознания. Формирование активно-творческого чтения как вдумчивого и серьёзного труда осуществимо лишь во взаимодействии с наукой о лит-ре и науч. критикой. Для этого необходимо не только воспитать учителя-словесника, тонко понимающего худож. слово и владеющего приёмами целостного анализа, но и освободиться от традиций односторонних подходов и в литературоведении, и в шк. обучении. Система преподавания, предложенная Г., рассчитана на исследоват. самостоятельность ученика. На нач. этапе она предполагала воспитание у ребёнка навыков внимат. чтения. С помощью разнообразных метод. приёмов (опрос, разбор отд. частей, комментирование и т. д.) учитель последовательно может добиться углубления первичного, непосредств., эмоционального и наивно-реалистич. восприятия произведения, придать ему целенаправленный и сознат. характер. Изучение текста сопровождается знакомством с историей создания памятника, своеобразием обществ. эпохи, откликами критики, фактами биографии писателя и т. д. Подобная тщательная предварит. работа предшествует «идеологическому» толкованию худож. произведения — по-следоват. рассмотрению идейно-эмоциональных сторон содержания (развития характеров героев, их авторской оценки): интерпретации смысловой роли разл. компонентов структуры произв. — от определения значения метафор и сравнений до изучения идейных функций более сложных худож. элементов (пейзажа, сюжета). Далее учителю и учащимся предстоит анализировать взаимодействие и связь между разл. сторонами формы и содержания, общие принципы ком позиции текста. По мысли Г., у каждого писателя есть собств. концепция человека, объединяющая все созданные им образы. Единство поэтому обнаруживается в речевой манере автора, в приёмах изображения, стиле и проявляется в творческом методе автора. Уяснение специфики метода каждого художника, выделение наиб. характерных для него идейно-худож. элементов, глубокое понимание своеобразия его мировоззрения и должны стать целью шк. преподавания лит-ры. Творческий метод автора Г. не только выступает как путь к познанию целостности отд. произв., но и позволяет включить его в контекст всего творчества писателя и шире — в исторически конкретные лит. направления и стили.

Идеи реформы шк. преподавания лит-ры, последовательно обоснованные учёным, созвучны совр. метод. поискам, ведущимся вокруг проблем лит. образования.

Соч.: К вопросу о преподавании лит-ры в школе, Л1941 (соавт.); Лермонтов в школе, Л1941 (ред.).

Лит.: M а и н Ю., Реализм Гоголя, «Вопросы лит-ры», 1960, №9; Роткович Я. А., История преподавания лит-ры в сов. школе. M., с. 105 — 06.

Д. А. Ермаков.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ГУКОВСКИЙ Григорий Александрович" в других словарях:

  • Гуковский Григорий Александрович — [18.4(1.5).1902≈2.4.1950], советский литературовед. Родился в Петербурге. Окончил факультет обществ, наук Петроградского университета (1923). Профессор Ленинградского и Саратовского университетов. Руководил группой по изучению рус. литературы 18… …   Большая советская энциклопедия

  • ГУКОВСКИЙ Григорий Александрович — (1902 50) российский литературовед. Профессор Ленинградского (1936 49) и Саратовского (1942 46) университетов. Исследования русской литературы 18 в., труды об А. С. Пушкине и Н. В. Гоголе отмечены широтой социально исторического анализа.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Гуковский, Григорий Александрович — ГУКОВСКИЙ Григорий Александрович (1902 1950), литературовед. Исследователь русской литературы 18 в. Труды об А.С. Пушкине и Н.В. Гоголе отмечены широтой историко литературного анализа, стремлением к социологическому толкованию литературных… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Гуковский Григорий Александрович — (1902 1950), литературовед. Профессор Ленинградского (1936 49) и Саратовского (1942 46) университетов. Социально исторические исследования русской литературы XVIII в., творчества А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Необоснованно репрессирован. * * *… …   Энциклопедический словарь

  • Гуковский, Григорий Александрович — [1902 ] литературовед, историк русской поэзии XVIII и начала XIX в., опубликовал ряд исследований в сборниках "Поэтика" и выпустил отдельную кн. "Русская поэзия XVIII века" (Л., 1927, изд. "Academia"), сборник статей …   Большая биографическая энциклопедия

  • Гуковский, Григорий Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гуковский. Григорий Гуковский …   Википедия

  • Гуковский Григорий Александрович — Гуковский, Григорий Александрович (1 мая 1902, Санкт Петербург 2 апреля 1950, Москва) советский литературовед, филолог, критик. Дочь Наталья Долинина педагог и детский писатель. Содержание 1 Биография 2 Литературоведческая деятельность …   Википедия

  • Гуковский, Григорий Александрович — (1902 1950)     литературовед. С 1937 возглавлял группу по изучению русской литературы 18 в. в Институте русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом). В труде Изучение литературного произведения в школе (1949; издан в 1966) Г. на основе… …   Педагогический терминологический словарь

  • Гуковский, Матвей Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гуковский. Матвей Александрович Гуковский Дата рождения: 8 (20) мая 1898(1898 05 20) Место рождения: Санкт Петербург, Российская империя Дата смерти …   Википедия

  • Григорий Александрович Гуковский — Гуковский, Григорий Александрович (1 мая 1902, Санкт Петербург 2 апреля 1950, Москва) советский литературовед, филолог, критик. Дочь Наталья Долинина педагог и детский писатель. Содержание 1 Биография 2 Литературоведческая деятельность …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»