ГОТОВНОСТЬ к школьному обучению

ГОТОВНОСТЬ к школьному обучению

совокупность морфофизиол. и психол. особенностей ребёнка ст. дошк. возраста, обеспечивающая успешный переход к систематич. организованному шк. обучению. Обусловлена созреванием организма ребёнка, в частности его нервной системы, степенью сформированности личности, уровнем развития психич. процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и т. д. Условия жизнедеятельности ребёнка, усвоение им социального опыта в ходе общения со взрослыми и сверстниками оказывают влияние на формирование готовности к шк. обучению.

В пед. и психол. лит-ре наряду с термином «Готовность к шк. обучению» употребляется термин «шк. зрелость». Эти термины почти синонимичны, хотя второй в большей мере отражает психофизиол. аспект органич. созревания.

К концу дошк. возраста происходит выраженная перестройка в общем развитии ребёнка, что даёт основание выделить этот возрастной этап как особый и переломный. Общее физич. развитие становится более гармоничным. Интенсивно развиваются все системы организма: сердечно-сосудистая, дыхат., эндокринная, опорно-двигат. аппарат и т. д. Это способствует совершенствованию двигат. функций и физич. качеств. наиб. выраженная динамика происходит в нервной системе, прежде всего в морфологии и физиологии головного мозга. У ст. дошкольников увеличиваются психофизиол. ресурсы, необходимые для выполнения сложной и длит. деятельности, усвоения значительных по объёму и сложных по качеству сведений. Происходят изменения в протекании осн. нервных процессов — возбуждения и торможения, увеличивается возможность тормозных реакций. Наряду с большей уравновешенностью и подвижностью нервных процессов это создаёт необходимые предпосылки для произвольной регуляции поведения. Слабой стороной развития дошкольника является быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях, что делает недопустимым перенапряжение и переутомление.

Психол. Г. определяется системой требований, предъявляемых к ребёнку школой: ответственное отношение к учёбе, произвольное управление поведением, систематич. и планомерное овладе-вание знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учёбе.

К концу дошк. возраста происходит интенсивное наращивание тех психол. новообразований, к-рые обеспечивают переход к новой качеств, форме жизнедеятельности. Ведущей деятельностью дошк. возраста является сюжетно-ролевая игра, в ней зарождаются и закрепляются важные психол. новообразования. В рамках игровой деятельности происходит познават. и эмоциональная децентрация — меняется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется координация своей точки зрения с другими возможными, что открывает путь для перехода мышления на новый уровень. Принятие роли и последоват. её осуществление приводят к становлению у ребёнка умения выделять правила и следовать им, что в свою очередь обеспечивает переход к сознат. управлению поведением. Большое значение имеют также продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и др.), в к-рых развиваются высш. формы регуляции деятельности — планирование, коррекция, контроль.

Г. включает след, компоненты:

Мотивационная готовность, к-рая предполагает отношение к уч. деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов — общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.

Волевая готовность — умение ребёнка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путём сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий др. человека или в форме правила).

Умственная готовность — достижение достаточно высокого уровня развития познават. процессов (дифференциров. восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-образное мышление, первые шаги к овладению логич. мышлением).

Коммуникативная готовность — наличие произвольно-контекстного общения со взрослыми и кооперативно-соревновательного со сверстниками.

Речевая готовность — овладение грамматикой и лексикой языка, определённая степень осознанности речи, становление форм (внешняя — внутренняя, диалогическая — монологическая) и функций (общения, обобщения, планирования, оценивания и т. д.) речи.

Достижение Г. к обучению определяется не просто усвоением знаний и навыков, а формированием у ребёнка таких психич. свойств, к-рые необходимы для успешного начала уч. деятельности. Особое значение для достижения Г. к школе имеют специально организованные занятия с дошкольниками, к-рые следует проводить с учётом их психол. особенностей в адекватной для данного возраста форме (преим. игровой).

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ГОТОВНОСТЬ к школьному обучению" в других словарях:

  • готовность к школьному обучению психологическая — см. психологическая готовность к школьному обучению Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 …   Большая психологическая энциклопедия

  • Готовность к школьному обучению — Совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, предполагающая его готовность к систематическому школьному обучению. При тестировании готовности определяется биологический возраст,… …   Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

  • Готовность к школьному обучению —     определённый уровень морфофункционального и психического развития ребёнка, при котором систематическое школьное обучение не приведёт к ухудшению состояния здоровья, срыву социально психологической адаптации. От готовности к школе зависит… …   Педагогический терминологический словарь

  • психологическая готовность к школьному обучению —      обучение школьное: готовность психологическая (психологическая готовность к школьному обучению) сформированность у ребенка психологических свойств, без коих в школе невозможно успешное овладение деятельностью учебной. Здесь выделяются:    1) …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психологическая готовность к школьному обучению — Совокупность психологических характеристик субъекта, обеспечивающая успешное начало обучения в школе. Различают 2 вида П. г. к ш. о. – специальную и общую. В первом случае определяются индивидуальные показатели преимущественно интеллектуального и …   Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

  • Готовность детей к обучению в школе — совокупность морфологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • Готовность детей к обучению в школе — совокупность морфологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению …   Словарь по педагогической психологии

  • Психологическая Готовность К Школьному — обучению сформированность у ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе. Выделяют: общую психологическую готовность, о которой свидетельствуют показатели интеллектуального и… …   Психологический словарь

  • ГОТОВНОСТЬ — к школьному обучению, совокупность морфофи зиол. и психол. особенностей ребёнка ст. дошк. возраста, обеспечивающая успешный переход к систематич. организованному шк. обучению. Обусловлена созреванием организма ребёнка, в частности его нервной… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • обучение школьное: готовность психологическая — (психологическая готовность к школьному обучению) сформированность у ребенка психологических свойств, без коих в школе невозможно успешное овладение деятельностью учебной. Здесь выделяются: 1) …   Большая психологическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»