ГЕССЕН Сергей Иосифович это:

ГЕССЕН Сергей Иосифович

[16(28) 8 1887, г Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар), — 27 1950, Лодзь, Польша], философ, педагог По окончании гимназии в Петербурге учился в Гейдель-бергском и Фрейбургском ун-тах (1905— 10) Неокантианец, ученик Г Риккерта, под руководством к-рого написал диссертацию «Об индивидуальной причинности» Был инициатором создания рус. секции междунар. журн. «Логос» (совм. с Ф Степуном и др. ) С 1914 приват-доцент Петрогр ун-та по курсу истории педагогики, преподавал логику, психологию, педагогику в гимназиях В 1917—21 проф, зав кафедрой философии и логики, затем декан ист.-филол. ф-та Томского ун-та Создал фундамент курс филос. педагогики, в к-ром выработал новые подходы к университетскому пед.образованию В 1921 возвратился в Петроград, в декабре эмигрировал в Германию, где в течение двух лет завершил и издал на рус. яз. кн. «Основы педагогики» (в 20—30-е гг. переведена на мн европ. языки) Преподавал логику в Берлинском ун-те

С 1923 в Праге зав кафедрой педагогики Рус. пед. ин-та им. Я А Коменского (1923—26) и проф. Русского нар. ун-та. Одновременно преподавал в вузах Варшавы и Берлина Выступал со статьями в периодич изданиях по проблемам философии, социологии, права, воспитания, лит-ры, истории образования. Один из организаторов обществ. –пед. движения рус. эмиграции, издания журн. «Рус. школа за рубежом» (1923—31) и «Рус. школа» (1934—40)

С 1936 в Польше зав кафедрой педагогики в Свободном польск ун-те в Варшаве, преподавал также в Варшавском ун-те и Ин-те спец. педагогики. В 1938 опубл кн «Школа и демократия на переломе» и «О противоречиях и единстве воспитания». В годы фаш оккупации преподавал в подпольных школах, участвовал в Варшавском восстании. С 1945 зав кафедрой педагогики в Лодзинском ун-те. В 1947 завершил одну из наиб. значит. работ «Структура и содержание совр. школы Очерк общей дидактики» В 1949 по предложению ЮНЕСКО написал статью «О правах человека» В 1950 был отстранен от работы в ун-те.

В исследованиях Г. центр. место занимают правовые и этико-филос. аспекты образования, к-рые он рассматривал как характерные черты цивилизации. Гл. направлением образования Г. считал формирование в человеке творч. индивидуальности, стремления и готовности к свободе, овладение методом науч. мышления, воспитание «рыцарей духа». Педагогику Г. рассматривал как прикладную философию, призванную вскрывать глубинный смысл пед.явлений. Считая основой образования общечеловеческие ценности, Г. выступал против классового подхода и диктата одной идеологии.

Г развивал идеи социальной педагогики, выступая против грубого социологизма. Вслед за П. Наторпом использовал триаду социализации и образования личности — ступени аномии, гетерономии и автономии. Аномия — ступень дошк. образования, на к-рой ведущими являются законы природы, воспитание осуществляется с учетом естеств. склонностей ребенка, гл. обр. через игровую деятельность. Период гетерономии характеризуется активным познанием социальной жизни и ее законов, при этом актуализируются проблемы труда, учения, свободы, авторитета, самодисциплины и др. Автономия — ступень внешк. и высш. образования, т е гл. обр. самообразования личности, формирования независимого «Я», внутр свободы и самостоят. убеждений.

Школа, по Г, призвана обеспечить науч. образование как по составу дисциплин, так и по ступеням пропедевтика, систематика, науч. курс Г. дал пед. интерпретацию критич. философии (Кант, Наторп), сформулировав положения т.н. критич дидактики, призванной соединить рационалистич и эмпирич подходы в педагогике. Стоял у истоков теории проблемного обучения Выступая против любых форм шовинизма и национализма, он видел решение проблем в синтезе общечеловеческого и национального на основе ценностей мировой культуры. Учитель в концепции Г предстает самостоят. мыслителем, для к-рого урок — акт творчества.

Г. — один из основоположников сравнительной педагогики 20 в. Он проанализировал идеи Платона, Канта, Руссо, Толстого, Песталоцци, Д Дьюи, Монтессори, Кершенштейнера, Ушинского, Блонского и др. Авт. труда «Рус. педагогика в XX столетии» (1939, изд на серб. и итал. яз. )

Изучал историю образоват. политики, шк. практики, социальное положение учителей и школьников, пед. дискуссии в СССР. Подверг критике переход шк. дела в ведение гос-ва, авторитаризм, классовый подход и принцип партийности в образовании.

В 50—90-е гг. в странах Европы (в т.ч. Италии, Германии, Польше, Чехословакии) возрос. интерес к философско-пед.наследию Г. В г. Вадо Лигуре (Италия) создан центр информации и документации по наследию Г.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Смотреть что такое "ГЕССЕН Сергей Иосифович" в других словарях:

  • Гессен, Сергей Иосифович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гессен (значения). Сергей Иосифович Гессен Дата рождения: 28 (16) августа 1887 …   Википедия

  • Гессен Сергей Иосифович — (1887 1950), педагог, философ. Преподавал в Петербургском (с 1914) и Томском (с 1917) университетах. С 1921 в эмиграции, с 1923 в Праге, с 1936 в Варшаве. Педагогику рассматривал как прикладную философию; книги «Основы педагогики» (1923), «Школа… …   Энциклопедический словарь

  • ГЕССЕН Сергей Иосифович — (16(28).08.1887, Усть Сысольск Вологодской губ. 2.07.1950, Лодзь, Польша)    философ и публицист. Окончив юридический ф т Петербургского ун та, Г. продолжил образование в Германии, в Гейдельбергском и Фрейбургском ун тах, где занимался под рук. В …   Русская Философия. Энциклопедия

  • ГЕССЕН Сергей Иосифович — (1887 1950), русский философ. Родился в Усть Сысольске 16 августа 1887. Окончил юридический факультет Петербургского университета. Философское образование получил в Германии, в университетах Гейдельберга и Фрейбурга, где занимался под… …   Энциклопедия Кольера

  • ГЕССЕН Сергей Иосифович — (16(28).08.1887, Москва 2.07.1950, Лодзь, Польша) философ и публицист. Окончив юридический ф т Петербургского ун та, Г. продолжил образование в Германии, в Гейдельбергском и Фрейбургском ун тах, где занимался под рук. В. Виндельбанда, Г. Риккерта …   Русская философия: словарь

  • Гессен, Сергей Иосифович — (1887 1950)     русский философ, педагог. Преподавал в Петроградском, Томском, Берлинском и мн. зарубежных университетах. В конце 1921 эмигрировал в Германию, где завершил и издал на русском языке Основы педагогики (в 20 30 е гг. переведена на мн …   Педагогический терминологический словарь

  • Гессен, Сергей Иосифович — Род. 16 (28) августа 1887 г., в Усть Сысольске, ум. 2 июля 1950, в Лодзи. Философ антропософ, теоретик педагогики. Выпускник юридического ф та Петербургского университета, учился также в Гейдельберге и Фрейбурге. В 1910 1914 гг. один из… …   Большая биографическая энциклопедия

  • ГЕССЕН Сергей Иосифович — (1887 1950) русский философ и педагог, вынужденный в 20 х годах эмигрировать за границу. Основные пед. работы: «Основы педагогики», «О противоречии и единстве воспитания» и др. Дал философско пед. анализ важнейших направлений пед. мысли первой… …   Педагогический словарь

  • ГЕССЕН —         Сергей Иосифович (1887 1950) философ и публицист. Окончив юрид. ф т С. Петербург, ун та, Г. продолжил образование в Германии, в Гейдельберг. и Фрейбург. ун тах, где занимался под рук. Виндельбанда, Риккерта и Г. Еллинека.         Г.… …   Энциклопедия культурологии

  • ГЕССЕН —     ГЕССЕН Сергей Иосифович [16 (28) августа 1887, УстьСысольск Вологодской губ. 2 мая 1950, Лодзь, Польша] русский философ, публицист, соредактор журнала “Логос”. После окончания 1 й Петербургской гимназии изучал философию в университетах… …   Философская энциклопедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»