ПОБЕДОНОСЦЕВ это:

ПОБЕДОНОСЦЕВ
Константин Петрович [21 5(2 6) 1827, Москва, — 10(23) 3 1907, Петербург], гос деятель, юрист, публицист, педагог Окончил Уч-ще правоведения (1846) Служил в Сенате, изучал историю рус гражд права В 1859 защитил магистерскую дисс «О реформах в гражд судопроизводстве» В 1860—65 проф гражд права Моек ун-та Написал ев 70 статей, 17 книг, перевел 19 книг, посвященных вопросам истории, юриспруденции, педагогики, политики, религ -нравств темам Издал 11 сборников ист и юрид материалов Поч ч Рос и Франц академий наук.

Участвовал в разработке судебной реформы 1864 Преподавал законоведение членам царской семьи, в т ч будущим императорам Александру III и Николаю II Сенатор (1868), чл Гос совета (1872), обер-прокурор Синода (1880)

К 1870-м гг II стал убежденным противником реформ имп Александра II, ломавших патриархально-сословный уклад жизни В 80-х гг, располагая значит влиянием на Александра III, настоял на повороте пр-ва к консервативно-охра-нит курсу В 1905 подал в отставку со всех постов

Вопросы педагогики были существенной частью полит программы II Выступая против либеральных установлений, II в то же время опасался законодат переустройств, больше надеялся на внутр перерождение людей и разные формы духовного воздействия Важнейшей из них II считал церк -приходские школы В результате проводимой II политики их число выросло за 1881—1903 в 11 раз (с 4 тыс до 44 тыс), в 1884 принято спец положение о церк -приходских школах Эти уч заведения были выведены из подчинения МНП и вверены духовному ведомству, фактически они противопоставлялись светской — земской нач школе Ядром уч программы был закон Божий, почти все остальные предметы — церк пение, рус и церк -слав язык, чистописание — рассматривались как дополнение к гл предмету В программу входила также арифметика Ученики обязательно участвовали в церк службе (чтении и пении) Руководил обучением священник, ему, как правило, помогали члены клира

Устройство церк школы определялось общими пед воззрениями II Он считал, что обучение непременно должно сочетаться с воспитанием, единственно возможной основой к-рого является религия Большую роль II отводил семейному воспитанию в дошк периоде, полагал, что родители обязаны наставлять ребенка в началах веры В школе наряду с законом Божьим II важное значение придавал древним языкам, а также рус языку и лит-ре Главное для школы, отмечал П, — не методики, программы, науч разработки, а «живая личность учителя» В деле подготовки педагога гл роль отводил не спец образованию, а практич опыту Учение, по П, вооружая человека рядом общих правил и отвлеченных формул, может отдалить его от реальной жизни, «знание, само по себе, не воспитывает ни умения, ни воли»

П указывал, что школа для народа не должна отрывать выходцев из низших социальных слоев от привычной среды, служить ступенью к ср и высш образованию С помощью просвещения не следует искоренять в народе «безотчетные ощущения и мнения» (предания, традицию), формировать рационалистич подход к миру

В своих выводах II опирался на взгляды ученых, педагогов, церк деятелей консервативной ориентации — франц социологов Ф Ле Пле и Э Демо-лена, англ священника С Барнетта (1844—1913) Значит влияние на II оказала деятельность H И Ильминского и С А Рачинского

Пед взгляды II заметно повлияли на постановку обучения в духовных академиях и семинариях Преподавание, науч поиск, самостоят работа учащихся были здесь стеснены адм контролем, должны были соответствовать устоявшимся взглядам и патриархальным нар воззрениям Усиливался спец и прикладной характер духовного образования, оно отдалялось от светской культуры

Начинания II в 80-х гг 19 в были с одобрением встречены многими церк и обществ деятелями Ряд выводов II (напр, о связи обучения с воспитанием, о необходимости сблизить школу с церковью) имел важное значение для формирования образоват политики Вместе с тем для него характерны стремление сделать церк школу для народа орудием полит и социального охранительства, чрезмерное недоверие к теории, широкой образованности и к самостоятельному духовному поиску Преобразования II в системе духовно-учебных заведений вызвали обществ недовольство

Соч Моек сб, M, 19015, Ученье и учи тель, кн 1—2, M, 1901—052, Великая ложь нашего времени, M, 1993, Нар просвещение, «Лит учеба», 1993, J * 5—6

Лит Розанов В В, Скептический ум, в его кн Около церк стен, т 1, СПБ, 1906, Григоровский M С, Пед воззрения К II Победоносцева К, 1909, Добро славский В, К II Победоносцев в своих пед воззрениях, Харьков, 1911, Тебиев Б К, К II Победоносцев легенда и реальность, СП, 1991, №3, ПолуновА Ю, Церк школа для народа в конце XIX в, «Журн Моек патриархии», 1993, № 6

А Ю Полунов


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Смотреть что такое "ПОБЕДОНОСЦЕВ" в других словарях:

  • Победоносцев — Константин Петрович (1827 1907). Русский государственный деятель, юрист. В 1880 1905 гг. обер прокурор Священного Синода. Вдохновитель крайней реакции. Был учителем царской семьи и имел большое влияние на Александра III и Николая II. На… …   1000 биографий

  • ПОБЕДОНОСЦЕВ — Константин Петрович (1827 1907), российский государственный деятель, ученый правовед. Преподавал законоведение и право наследникам престола (будущие императоры Александр III и Николай II). В 1880 1905 обер прокурор Синода. Играл значительную роль …   Современная энциклопедия

  • Победоносцев — Семинарская фамилия. По церквам, названным в честь воина Георгия Победоносца, поражающего копьем змия. (Ф) (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) …   Русские фамилии

  • ПОБЕДОНОСЦЕВ — 1. ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович (1827 1907), государственный деятель, учёный правовед. Преподавал законоведение и право наследникам российского престола будущим императорам Александру III и Николаю II. В 1880 1905 обер прокурор Синода. Играл… …   Русская история

  • ПОБЕДОНОСЦЕВ — Константин Петрович (21 мая 1827 – 10 марта 1907) – рус. реакц. социолог, правовед, политич. деятель, идеолог самодержавия. Обер прокурор Синода (1880–1905). Используя отдельные положения славянофильства и идеи французской социологической школы… …   Философская энциклопедия

  • Победоносцев — Содержание 1 Мужчины 1.1 К 1.2 П 1.3 Ю …   Википедия

  • ПОБЕДОНОСЦЕВ — Константин Петрович (21.V.1827 10.III.1907) рус. гос. деятель, юрист. Сын проф. Моск. ун та. Окончил уч ще правоведения (1846). Служил чиновником в департаментах Сената. В 1860 65 проф. кафедры гражд. права в Моск. ун те. Преподавал законоведение …   Советская историческая энциклопедия

  • Победоносцев —         Константин Петрович [21.5 (2.6).1827, Москва, 10 (23).3.1907, Петербург], русский реакционный государственный деятель, юрист, обер прокурор Синода. Сын профессора Московского университета. Окончил училище правоведения (1846). Служил… …   Большая советская энциклопедия

  • ПОБЕДОНОСЦЕВ — (Константин Петрович (1827 1907) рус. государственный деятель, обер прокурор Синода) Больной и грустный Достоевский Ходил сюда (на вечера у Анны Вревской) на склоне лет Суровой жизни скрасить бремя, Набраться сведений и сил Для Дневника . (Он в… …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • Победоносцев — Константин Петрович (1827 1907) известный юрист, публицист и государственный деятель, сенатор, член Государственного Совета, с 1880 года оберпрокурор Святейшего Синода. Преподавал законоведение Великим князьям, сыновьям и внукам Александра II, в… …   Православный энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «ПОБЕДОНОСЦЕВ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»