ПЕСТЕЛЬ

ПЕСТЕЛЬ
Вера Ефремовна (1887, Москва, — 1952, там же), художник-живописец, педагог. Училась в Строгановском уч-ще, в 1906—07 в студии К. Юона (Москва), в 1909—11 в худож. школе К. Киша (Будапешт). В 1920—30 преподавала живопись и рисунок в созданной А. В. Бакушинским школе «Детское творчество» (Москва).

П. принадлежала к сторонникам свободного воспитания. Разрабатывала теоретич. аспекты проблемы этого пед. течения. Считала, что в ребёнке изначально скрыты творческие силы, высвобождению к-рых должен содействовать пед. процесс. Особое внимание уделяла эстетич. воспитанию детей. По её мнению, рос. педагогика должна сделать поворот от массовых его форм к конкретной личности, к раскрытию её творческого потенциала.

В условиях острой социальной конфронтации первых лет революции П. выдвинула тезис о гармонии как средстве устранения противоречий между ребёнком и миром. Отсюда обострённый интерес П. к индивидуальным способностям ребёнка, к самовыражению, к изучению прежде всего дет. изобразит, творчества. По П., осн. задача педагога — дать как можно шире выявиться этой способности, снабжая ребёнка разнообразным природным материалом. Эти идеи нашли отражение в программе по изобразит, иск-ву для школ I и II ступени (1925—26), в основу к-рой было положено «иск-во самого ребёнка».

Эстетич. воспитание П. рассматривала как творческий процесс, в результате к-рого ребёнок учится не просто механически воспроизводить своё зрительское восприятие, а понимать иск-во, замыслы художника, живописную и пластич. фор-му. П. ставила перед учителями рисования конкретные метод, задачи: подбирать для воспитанников такие упражнения, к-рые станут стимулом для рассматривания произведения, постижения его сути и одновременно развития воображения, выражения дет. представлений.

Отвергая традиционно принятый в школе метод срисовывания с неподвижной натуры, она считала, что только подвижная натура может пробудить эстетич. чувство, приковывая и возбуждая внимание.

Часто в своей пед. практике П. побуждала детей к работе над большими худож. полотнами. Значит, роль в эстетич. воспитании школьников она отводила выставкам ученич. работ.

Пед. ценность представляет и опыт деятельности школы «Детское творчество», в программу к-рой входило знакомство детей с природой, элементами декоративно-прикладного иск-ва, с процессом худож. оформления разл. объектов. Дети самостоятельно создавали свободные композиции: «Птица», «Дерево», «Город» и т. п. После этого наиб, удачные композиции отбирались для производств, воспроизведения. Ученики П. получали не только твёрдые, устойчивые трудовые навыки, но и решали чисто худож. задачи, постигали элементы живописного образа, входили в жизнь эстетически развитыми людьми.

Соч.: Худож. школа «Детское творчество», в кн.: Худож. воспитание в практике совр. школы, под ред. Н. Шер, Л., 1925 (соавт.); Рисование в младших группах I ступени, «Иск-во в школе», 1928, № 2; Методич. вопросы преподавания ИЗО в школе II ступени, там же, 1929, № 8.

Лит.: Бакушинский А. В., Худож. творчество и воспитание, М., 1925.

К. В. Кулаев.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ПЕСТЕЛЬ" в других словарях:

  • Пестель — Пестель, Иван Борисович Иван Борисович Пестель (1765, Москва  1843, Смоленск)  отец декабриста П. И. Пестеля, крупный чиновник конца XVIII  начала XIX веков, генерал губернатор Сибири. Биография Родился в Москве, сын… …   Википедия

  • ПЕСТЕЛЬ — Павел Иванович (1793 1826), декабрист, член Союза спасения и Союза благоденствия , организатор Тульчинской управы, основатель и директор Южного общества; полковник, командир Вятского пехотного полка. Участник Отечественной войны 1812 и… …   Русская история

  • пестель — сущ., кол во синонимов: 2 • пехтель (2) • пехтерь (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Пестель — (Павел Иванович) декабрист (1792 1826). Воспитывался вДрездене, потом в пажеском корпусе. Участвуя в Отечественной войне, онбыл ранен под Вильной (1812); по выздоровлении поступил в адъютанты кгр. Витгенштейну, отличился в сражениях при Лейпциге …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Пестель П. — Павел Пестель Имя при рождении: Павел Иванович Пестель Род деятельности: полковник, декабрист, масон Дата рождения …   Википедия

  • Пестель П. И. — Павел Пестель Имя при рождении: Павел Иванович Пестель Род деятельности: полковник, декабрист, масон Дата рождения …   Википедия

  • ПЕСТЕЛЬ — Павел Иванович (24 июня 1793 – 13 июля 1826) – рус. революционер и мыслитель, один из руководителей декабристов. Род. в Москве. Первоначальное образование получил в Германии (1805–1809). В 1811 окончил Пажеский корпус. Участник Отечеств. войны… …   Философская энциклопедия

  • Пестель —         Павел Иванович [24.6(5.7). 1793, Москва, 13(25).7.1826, Петербург], дворянский революционер, декабрист, полковник. Сын крупного сановника И. Б. Пестеля. В 1805 09 учился в Дрездене, в 1810 11 в Пажеском корпусе, откуда выпущен прапорщиком …   Большая советская энциклопедия

  • ПЕСТЕЛЬ — Павел Иванович (24.VI.1793 13.VII.1826) декабрист, полковник. Сын крупного сановника (моск. почт директор, сибирский ген. губернатор, сенатор). В 1805 09 учился в Дрездене, в 1810 в Пажеском корпусе. В 1811 определен прапорщиком в лейб гвардии… …   Советская историческая энциклопедия

  • Пестель, Павел Иванович — полковник, командир Вятского пехотного полка, главный деятель заговора декабристов; родился в Москве 24 го июня 1793 года, казнен в Петербурге 13 го июля 1826 года. До 12 лет П. воспитывался в доме своего отца Ивана Борисовича (см.), с 1805 г., в …   Большая биографическая энциклопедия

  • Пестель Павел Иванович — [24.6(5.7). 1793, Москва,‒ 13(25).7.1826, Петербург], дворянский революционер, декабрист, полковник. Сын крупного сановника И. Б. Пестеля. В 1805‒09 учился в Дрездене, в 1810‒11 в Пажеском корпусе, откуда выпущен прапорщиком в лейб гвардии… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»