ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

система приемов обучения, направленная на развитие у учащихся нач. классов навыков сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения, их мышления и речи О.ч. предполагает также сообщение учащимся в связи с прочитанным первоначальных знаний о природе и обществе.

О.ч. возникло в рус. школе в 50—60-х гг. 19 в как реакция на господствовавшее до этого времени механич. чтение и способствовало осмысленному восприятию прочитанного текста. В 50-е гг. 19 в О ч рассматривалось нек-рыми педагогами лишь как средство практич.обучения языку и подготовки учащихся к пониманию грамматики (Ф И Буслаев)/ В 60-х гг. перед О ч, наряду с обучением школьников языку, была поставлена задача обучения их сознательному чтению, а также сообщения путем чтения реальных знаний (К Д Ушинский, H Ф Бунакови др).

Определение задач и практич.решение вопросов методики О.ч. в отеч. пед.литре принадлежит Ушинскому Он первым включил в свои хрестоматии «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864) статьи естеств. -ист. содержания и произведения классич.рус. лит-ры, разработал методику чтения науч. -популярных и худож. текстов. Ушинский указывал, что при чтении науч. -популярных текстов надо больше внимания уделять логич.разбору («логическое чтение»), развивать логич.мышление детей. Цель чтения худож. текстов — обучение выразит чтению, усвоение норм языка и воспитание чувств детей («эстетическое» чтение). Ушинский предостерегал учителей от излишеств в объяснениях текста, считал, что подготовку к чтению и связь нового текста с предыдущим следует осуществлять в предварит. беседе. Вопросы к прочитанному должны быть немногочисленными и носить развивающий характер. В хрестоматии Ушинский включал статьи, предполагавшие предшествующее и сопутствующее рассмотрение предметов (как правило, эти статьи располагались перед худож. текстами). В последующие годы рус. методисты развивали методику О.ч., в частности, положения Ушинского о значении худож. текстов в обучении и воспитании (Н Ф Бунаков, В И Водовозов), развитии логич.мышления (Д И Тихомиров), о наглядности обучения (В II Вахтеров) и т. д.

В 80—90-х гг. О.ч. в нар. школе превратилось в словотолковательное чтение, уводившее учащихся от содержания текста и тем самым затруднявшее целостное восприятие произведения. В нач. 20 в педагоги и методисты (Вахтеров, В II Шереметевский и др) отстаивали за нар. школой право давать учащимся реальные знания и обучать осознанному чтению.

В совр. школе отд. приемы О.ч. используются при работе с худож. и чаще науч. -популярными текстами в нач. классах. Важнейшими принципами являются опора на личный опыт детей и расширение его в процессе чтения, использование наблюдений детей за природой и жизнью общества, сознательность и активность восприятия учащимися читаемого, наглядность обучения. Как часть предмета «Родной язык и литература» оно имеет свои специфич. задачи обучение навыкам чтения, приемам анализа текста, способам самостоят. добывания знаний из книги, развитие речи (преим устной) учащихся, их творческого воображения и др.

О.ч. используется уже в период обучения грамоте по букварю, затем — по «книгам для чтения» с привлечением доп лит-ры. Понимание текста произведения достигается также путем анализа его содержания, композиции и языка Для усиления эмоционального впечатления на ученика худож. произведение вначале прочитывается без комментариев, затем задаются вопросы, выясняющие понимание прочитанного. В предварит. беседе (если она необходима) выясняется значение слов, необходимых для восприятия содержания, актуализируются наблюдения детей, их личный опыт, даются нек-рые пояснения об обстановке, месте действия и т. д. При повторном чтении про себя или вслух всего произведения или отдельных егО.ч.астей (т. н. выборочное чтение) углубляются восприятие и понимание прочитанного, учащиеся обучаются выразительному чтению и пересказу текста (сплошному, сжатому, выборочному, творческому), составлению плана прочитанного.

О. ч. науч.-популярных произведений используется для расширения кругозора учащихся. Вопросы учителя способствуют формированию у учащихся представлений и понятий, приводя их к выводам и обобщениям. Как правило, при чтении науч.-популярных текстов (особенно природоведч. характера) широко применяются разл. средства наглядности, чтение текстов обществ.-ист. характера сочетается с рассказом учителя и демонстрацией пособий. В методике О. ч. важное место отводится самостоят. чтению учащихся и работе над текстом на уроке. Чтение текстов связывается с наблюдениями учащихся, полученными на уроках природоведения, истории и др.

Лит.: Методика объяснит, и лит. чтения, Л. 1978. М. И. Оморокова.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ" в других словарях:

  • объяснительное чтение — aiškinamasis skaitymas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Mokymo metodas, kai analizuojamas ir komentuojamas tekstas. Jis naudojamas pradiniam mokymui: pirmiausia supažindinama su nežinomais žodžiais, išaiškinamos sąvokos, naudojamos… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • Объяснительное чтение —     система приёмов обучения, направленная на развитие у учащихся начальных классов навыков сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения, их мышления и речи. О.ч. предполагает также сообщение учащимся в связи с прочитанным… …   Педагогический терминологический словарь

  • Детское чтение и детская литература — Несмотря на более чем вековое существование Д. литературы, по вопросу о задачах Д. чтения и литературы существуют самые разнообразные мнения. Руссо называет чтение бичом детского возраста и делает исключение только для Робинзона и отчасти для… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Детское чтение и Д. литература — Несмотря на более чем вековое существование Д. литературы, по вопросу о задачах Д. чтения и литературы существуют самые разнообразные мнения. Руссо называет чтение бичом детского возраста и делает исключение только для Робинзона и отчасти для… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ПРИРОДОВЕДЕНИЕ — уч. предмет. Изучается на начальной и средней (5 й класс) ступенях общеобразоват. школы в Рос. Федерации. Представляет собой интегрированный курс, включающий нач. сведения по биологии, географии, геологии, экологии, астрономии и отчасти физике и… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Начальное народное образование — I Содержание: I. Начальное народное образование вообще. II. Начальное народное образование за границей: Австро Венгрия, Англия, Бельгия, Болгария, Германия, Голландия, Дания, Испания, Италия, Норвегия, Португалия, Румыния, Сербия,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Грамотность в России — При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 1907). Содержание 1 История распространения грамотности в России 1 …   Википедия

  • Орфоэпия — (греч. orthoepeia, от orthos правильный и epos речь)     совокупность норм языка, обеспечивающих единство его звукового оформления. Работа над правильным литературным произношением составная часть всех занятий в школе. К наиболее распространённым …   Педагогический терминологический словарь

  • ОБЪЯСНИТЬ — ОБЪЯСНИТЬ, ню, нишь; нённый ( ён, ена); совер., что. Растолковать кому н. или осмыслить для самого себя, сделать ясным, понятным. О. правило. О., как обращаться с инструментом. Как о. его поведение? (т. е. трудно объяснить). | несовер. объяснять …   Толковый словарь Ожегова

  • ВИВЕС — (Vives) Хуан Луис (6.3.1492, Валенсия, 6.5.1540, Брюгге), исп. гуманист, философ и педагог. Один из наиб, видных представителей Сев. Возрождения. После 1509 жил во Франции, Англии и Нидерландах. Проф. ун тов Лувена и Оксфорда. Поддерживал тесные… …   Российская педагогическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»