НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
детей и молодёжи, социальные группы с разл. обществ, ориентацией. Понятие Н. о. достаточно многозначно. К Н. о. часто относят такие разнородные явления, как оппозиционные полит, партии, экологич. движения, любительские и творческие объединения, контркультурные группы, криминальные формирования. Термин «Н. о.» предполагает их отличие от официально зарегистриров. обществ, орг-ций дет. и молодёжного движения, др. самодеятельных объединений детей и молодёжи, руководимых и направляемых взрослыми организованных дет. коллективов. Причём, чем сильнее заорганизованы официальные дет. и молодёжные объединения, тем привлекательнее для молодого поколения неформальное общение.

Дет. и молодёжные объединения можно оценивать по разл. показателям: по юрид. статусу (официальные, т.е. признанные обществом, существующие самостоятельно); по характеру социальной направленности (просоциальные — социально-положительные, с высоким нравств. уровнем личных взаимоотношений; асоциальные — стоящие в стороне от обществ, проблем, часто объединяемые на основе совм. развлечений и т. п.'; антисоциальные — противостоящие обществу и представляющие для него опасность); по социально-психол. параметрам (группы, к к-рым личность принадлежит реально, и референтные, на к-рые ребёнок лишь ориентируется мысленно, не являясь их членом); по численности (массовые, средние и малые — неск. человек и т. д.); по возрасту; по полу; по степени стабильности (постоянные, временные, ситуативные, случайные); по своим целям и функциям (самые различные); по типу лидерства (демократические и авторитарные) и др.

Многие исследователи неформальных групп (А. В. Добрович, И. С. Кон, В. Ф. Левичева, А. В. Мудрик, И. С. Полонский и др.) подчёркивали, что стремление детей и молодёжи к объединению объясняется психол. и социальными причинами. Социальные предпосылки возникновения Н. о.: кризис общества и семьи, социальная несправедливость, бюрократизм гос. и обществ, орг-ций и особенно уч.-воспитат. учреждений, неразработанность систем социального воспитания, плохая организация досуга и в результате — разочарование молодёжи в нравств. идеалах и ценностях общества, формирование взглядов и норм, вступающих в противоречие с общепринятыми.

Поведение подростка, юноши определяется прежде всего неустойчивостью своеобразной маргинальностью его положения: переходя из дет. мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни одному из них. Эта особенность социальной ситуации и жизненного мира подрастающего человека проявляется в его психике, для к-рой типичны внутр. противоречия, неопределённость уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно конфликтность, порой агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения.

Период взросления человека характеризуется увеличением числа и расширением диапазона фактически доступных или информативно обязательных для индивида данного возраста социальных ролей, что связано с появлением новых сторон его жизнедеятельности. Социальный статус подростка мало отличается от детского, но в психол. плане происходят значит, изменения. Чувство взрослости представляет собой новый уровень притязаний, предвосхищающий будущее положение, к-рого подросток ещё не достиг; он находится лишь на стадии первичной социализации. Подростки, молодые люди стремятся к автономии от старших, в то же время перед ними стоит задача социального и личного самоопределения, к-рая означает отнюдь не автономию от взрослых, а чёткую ориентацию во взрослом мире и осознание своей роли в нём.

Потребность в общении со сверстниками, к-рых не могут заменить родители, возникает у детей уже в 4—5 лет, а по нек-рым данным и ранее. Одна из гл. тенденций переходного возраста — переориентация общения с родителей, учителей, вообще старших на ровесников, более или менее равных по социальному положению и уровню развития. Общение в коллективе ровесников чрезвычайно важно для подростков и юношей по ряду причин. Во-первых, дет. сообщество выступает как специфич. и очень значимый канал информации, в т. ч. таких сведений, к-рые они не могут получить от взрослых (напр., по половым вопросам). Во-вторых, в дет. сообществах подростки приобретают в процессе межличностных отношений и совм. деятельности опыт социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. В обществе сверстников ребёнок вырабатывает необходимые коммуникативные качества, поскольку отношения между членами дет. общества строятся на равных началах, а свой обществ, статус необходимо заслужить и поддерживать. Ценной жизненной школой является соревновательность в групповых взаимоотношениях, к-рая отсутствует в общении с родителями. В-третьих, сообщество сверстников — это специ-' фич. вид эмоц. контакта. Дет. солидарность, взаимопомощь не только облегчают подростку автономизацию от взрослых, но и обеспечивают ему чрезвычайно важное ощущение эмоц, благополучия и устойчивости. Решающее значение для самоуважения подростка имеет завоёванный им авторитет.

Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, т.е. потребности принадлежать, быть включённым в к.-л. группу или общность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших, а также в стремлении уединиться от сверстников. Подросток, юноша испытывает потребность не только в социальной, но и пространственной и терр. автономии, неприкосновенности своего личного пространства. Однако наряду со спокойным уединением существует чувство мучительного одиночества, тоски, субъективного состояния духовной и душевной изоляции, непонятности. Такое ощущение неприкаянности, связанное с возрастными трудностями, порождает у подростков жажду группирования со сверстниками, в обществе к-рых они надеются найти то, в чём им отказывают взрослые, — понимание, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание значительности ребёнка для др. членов сообщества.

При сходстве внеш. контуров социального поведения глубинные мотивы, скрывающиеся за юношеской потребностью к объединению со сверстниками, индивидуальны и многообразны. Мотивом может выступать желание укрепить в Н. о. своё самоуважение, испытать чувство эмоциональной сопричастности с группой, получить новую информацию и навыки коммуникативного общения, удовлетворить своё стремление к властвованию над другими и т. д. Большей частью эти мотивы переплетаются и не осознаются.

Типичная черта подростковых и юношеских Н. о. — чрезвычайно высокая конформность. Подростки часто абсолютно некритически оценивают мнение собств. группы и её лидеров. Страстное желание быть «как все» («все» — это, как правило, члены своей компании) распространяется на стиль поведения, эсте-тич. воззрения, одежду и т. п. Т. о., проявляется противоречие — индивидуальность выражается через единообразие. Причём в Н. о. эта одинаковость тщательно поддерживается, а подростку, желающему к.-л. образом выделиться, бросить вызов, приходится испытать сильное сопротивление группы. Чем примитивнее сообщество, тем нетерпимее оно к индивидуальности, инакомыслию.

Стремление к объединению по-разному проявляется у мальчиков и девочек. На первый взгляд, мальчики всех возрастов общительнее девочек и активнее их вступают в контакт с др. детьми. Чувство принадлежности к группе сверстников для мужчин всех возрастов важнее, чем для женщин. Однако различия между полами по уровню общительности не столько количественные, сколько качественные. Напр., мальчики испытывают от совместных игр громадное эмоциональное удовлетворение, для них характерна соревновательность и даже нек-рая агрессивность (иногда игры переходят в драку). Содержание совм. деятельности и собственный успех для них значат больше, чем симпатия к др. участникам игры. Муж. общество скорее предметно и инструментально, чем экспрессивно. Девочки в групповом общении более пассивны, но более избирательны. По данным психол. исследований, мальчики сначала включаются в деловое или игровое взаимодействие, а уже потом проявляют духовную тягу друг к другу. Девочки, наоборот, выбирают тех, кто им больше нравится, содержат, сторона для них сравнительно второстепенна. Мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки — к более интенсивному общению, мальчики предпочитают в играх большие группы, девочки — малочисленные, 2—3 чел.

Н. о. играют неоднозначную роль в развитии личности. Участие в Н. о., воспринимаемое как своего рода игра, может иметь позитивный эффект, давать опыт социальной адаптации, способствовать раскрытию творческих способностей, разрешать мн. психол. проблемы. С др. стороны, антисоциальные и нек-рые асоциальные Н. о. отвлекают своих участников от социально полезной и познават. деятельности, усиливают их отчуждение от общества, семьи, школы. Спонтанные дет. и юношеские группировки тесно связаны с особенностями субкультуры детей и молодёжи. Структура Н. о. зависит от их устойчивости, содержат, деятельности, межличностных отношений, направленности и авторитета лидера. Степень влияния Н. о. на подростка, юношу зависит также от подготовленности группы к совм. деятельности, уровней организованности, сплочённости, конфликтности, типов общения, групповых интересов, потребностей и норм.

Особыми чертами характеризуются антисоциальные Н. о., возникающие как по месту жительства, так и в специальных учебно-воспитательных учреждениях и воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних. Отношения и общение внутри таких объединений регулируются неписаными законами, нормами и ценностными ориентациями, благодаря к-рым члены группы могут согласованно действовать. Движущими силами их сплочения выступают механизмы групповой интеграции: «заражение», подражание, внушение, убеждение, принуждение. Нередко объединению несовершеннолетних способствуют конформизм и мода. Специфич. особенности антисоциальных Н. о. — криминальный характер деятельности (нарушение обществ, порядка, хулиганство, воровство и др. проявления преступности несовершеннолетних), «вне-коллективное» групповое поведение, статусно-ролевая стратификация членов и определ. «специализация» участников группы. В интегративных механизмах сплочения преобладают подкуп, угрозы, шантаж, показное дружелюбие, насмешки, розыгрыши, насилие. В Н. о. приобретается криминальный опыт, к-рый не только не осуждается, но, наоборот, одобряется и поддерживается членами группы.

Признаки сформировавшегося антисоциального Н. о.: осознанное чувство принадлежности подростков к группе, противопоставление чувства общности с членами своей компании ощущению отчуждённости от др. коллективов сверстников, идентификация каждого участника с групповыми нормами и ценностями; строгая субординация отношений; специ-фич. микроклимат; закрытость и замкнутость группы; круговая порука, антисоциальная субкультура; противоправность средств и способов удовлетворения групповых интересов и склонностей. Среди антисоциальных Н. о. выделяются пред-криминальные, неустойчиво криминальные и собственно криминальные (устойчивые преступные формирования, объединяемые в банды, и т. п.).

В заруб, исследованиях предлагается определ. типология таких Н. о. Напр., в психол.-пед. трудах амер. учёных (Э. и Ш. Глюк, Л. Енсен, И. Ривера, Д. Стей и др.) выделяются три типа криминальных групп: «стихийные», «автономные», «патологические»; в криминологич. работах (Р. Клауорд, А. Коэн, Г. Шорт, Л. Яблонский и др.) фигурирует термин «банда» («уголовная», «конфликтная», «эскапистская»). Природу, причины, рост и активность Н. о. объясняют мн. социо-логич. и социально-психол. теории, напр. концепции «дифференциальной ассоциации» (Э. Сатерленд), «множественности факторов» (Коэн), «неприспособленности личности» (М. Гилди, А. Кларк, М. Каптор и др.), «уровней межличностной интеллектуальной зрелости» [Г. (X.) Салливан, М. и Д. Грантов и др.]. В ряде стран осуществляется целенаправленная социальная работа с членами Н. о. Разрабатываются программы социального контроля за лицами с отклоняющимся поведением, методы индивидуального воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. В США, напр., одно направление работы с Н. о. — «закон и порядок» — ориентируется на систему наказаний, другое — «обращение» — строится с использованием методов психотерапии, средств социальной педагогики (в т. ч. закрепление за Н. о. социальных работников, помещение членов неблагополучных объединений в семьи и т. д.).

Вопросы подростковых и юношеских сообществ изучались в отеч. педагогике и психологии до 1917 (В. Александров, М. Н. Гернет, Д. А. Дриль, В. Д. Набоков, В. А. Сологуб, Ф. Савенко и др.), в 20-е гг. (3. А. Аркин, В. М. Бехтерев, Н. П. Белецкая, М. П. Беляев, Л. И. Войтоловский, А. С. Залужный и др.). Затем, вплоть до 60-х гг., внимание стихийным дет. и юношеским формированиям почти не уделялось. В 60—80-х гг. с расширением деятельности Н. о. за рубежом и появлением в нашей стране аналогичных групп усилился интерес к ним в социологич. и психол.-пед. кругах.

В отеч. науке сложились три осн. подхода к проблеме Н. о. Согласно первому из них (Л. П. Буева, И. И. Карпец, И. С. Кон, В. Н. Кудрявцев, Н. Ф. Кузнецова, Ф. С. Махов, Т. Н. Мальковская, Б. Д. Парыгин и др.), проблема Н. о. актуальна для всех стран и порождена, в первую очередь, глубоким кризисом существующих моделей социализации личности, проявившимся в 60-х гг. в пессимизме, упадничестве, росте наркомании, проституции, преступности и т. п. негативных явлений; общество должно противопоставить процессу ухода детей, подростков и молодёжи в Н. о. антисоциальной направленности качественно новую систему воспитания личности, её социализации и адаптации к реальному миру.

Сторонники второго подхода (М. А. Алемаскин, Ю. В. Гербеев, Л. М. Зюбин, К. Е. Игошев, А. А. Кочетов, Г. М. Миньковский, А. В. Мудрик, И. А. Невский, Л. И. Новикова и др.) исходят из того, что в нашей стране, так же как и в др. гос-вах, имеются все элементы неформального движения: протест молодёжи против несправедливости; борьба молодых людей за свои права; наличие наряду с просоциальными криминальных Н. о., в т. ч. примыкающих к организованной преступности; субкультура и др. Отчуждению молодёжи от общества и объединению в разл. группировки способствовала сов. бюрократич. система; со 2-й пол. 80-х гг. с провозглашением демократии началась конкурентная борьба между официально признанными самодеят. орг-циями и Н. о. за сферы влияния на детей, подростков, молодёжь. Поэтому осн. путём предупреждения последствий деятельности антисоциальных Н. о. является консолидация всех гос. и обществ, орг-ций в деле воспитания подрастающего поколения. Третий подход (Л. С. Алексеева, И. П. Башка-тов, С. А. Беличева, В. Г. Бочарова, В. Г. Деев, А. И. Островский, И. С. Полонский, А. Р. Ратинов, А. М. Яковлев и др.), объединяя положения первых двух подходов, акцентирует внимание на психол.-пед. особенностях членов Н. о. У подростков 14—17 лет преобладает ориентация на личностные интересы и потребности, а формы самореализации как необходимого этапа социализации у них во многом не самостоятельны, т. к. заданы взрослыми. Самовыражаясь в Н. о., дети не столько оценивают результаты своей деятельности, сколько саму возможность реализовать в группе свои возможности и способности. Анализ ведущей деятельности Н. о. позволяет исследовать внутр. механизм их возникновения и развития, психол.-пед. особенности и определить методы и средства воспитат. работы с членами Н. о. В ряде случаев удаётся изменить ценностно-ори-ентац. направленность групп, внося новое позитивное содержание в. отноше-ния и общение внутри группы. Попытки адм.-правового запрета, как правило, мае орезультативны, т. к. группы имеют тен '. енцию к самопроизводству. Вместо одного ликвидированного Н. о. через нек-рое время могут возникнуть другие, аналогичные по направленности, но уже в значит, степени законспирированные и более агрессивные. Обычно с разрушением внеш. структуры внутр. психология членов Н. о. сохраняется.

И. П. Башкатов.

В мировом неформальном движении выделяются направления, к-рые характеризуются наиб, общими признаками и имеют значит, влияние среди детей и молодёжи. Число участников таких Н. о. не очень значительно и по ряду оценок измеряется тысячами человек, однако их популярность в дет. и молодёжной среде необыкновенно широка. В Н. о. рождаются мн. идеологич. представления, мода, музыка и др. явления. В России многие Н. о. копируют зап. движения, хотя существуют формирования, характерные только для нашей страны, напр. «люберы».

В нач. 50-х гг. в США появились «битники», исповедовавшие бродяжничество, бегство от «духовного ожирения», отказ от участия в делах общества — своего рода протест против мира взрослых, к-рый они часто осуществляли в формах противопоставления своих идеалов обществ, нормам и ценностям. Среди них было много и творческих молодых людей

- музыкантов (преим. исполнители джаза) и поэтов. В 1956 практически одновременно во мн. странах возникли группы подростков и молодёжи от 14 до 20 лет, т. н. «сердитые молодые люди» (или «чёрные блузы») — выходцы из семей низкооплачиваемых рабочих, фактически представляющие собой хулиганские формирования, к-рые занимались погромами обществ, мест и т. п. Аналогичный социальный состав был свойствен т. н. «тэдам» (или «тэди-бойз») — своеобразным послевоен. «стилягам», устраивавшим стычки с подростками из более состоятельных семей интеллигенции, иммигрантов и т. п.

В 1-й пол. 60-х гг. сформировались группы «модов» — представителей состоят, слоев гор. населения, к-рые возвели моду в степень религ. обряда; одним из их символов стал мотороллер ярких цветов. В сер. 60-х гг. в США и Зап. Европе возникло движение хиппи — самое массовое в мире из подобных явлений. Хиппи были большей частью детьми из обеспеченных семей ср. класса, к-рые покидали дом на длит, период или только на время каникул и занимались бродяжничеством, нек-рые объединялись в своеобразные коммуны. Они противопоставляли обществу собств. систему ценностей. Их осн. лозунги: «Любовь, мир, свобода», «Вернись к природе», «Творите любовь, а не войну» и т. п. Деньги они зарабатывали уличным пением, рисованием, продажей поделок, попрошайничеством. Попытки создания небольших ремесл. мастерских, с.-х. ферм-коммун не удались. Не спасли экон. положение хиппи и диггеры, пытавшиеся создать бесплатные больницы и магазины для хиппи. Коммуны хиппи стремились сформировать у своих членов «новое сознание», заменить понятия «конкуренция» «сотрудничеством», «стандартизация» — «оригинальностью», «авторитет» — «коллективным разумом». Во мн. гор. коммунах исповедовалась «свободная любовь». Нек-рые из них пытались воплотить в практику теорию В. Райха (1897—1957), последователя 3. Фрейда, - «соединения психоанализа и марксизма», рассматривающего сексуальную революцию как часть социалистам, революции. Хиппи проявляли большой интерес к религии. В их философии много заимствовалось из буддизма.

Известны попытки и политизации хиппи. Напр., «йиппи» — партия интернац. молодёжной революции, к-рая исповедовала «революцию как способ жить», а классовую борьбу заменяла борьбой между поколениями. Примечательно, что через неск. десятков лет многие быв. хиппи превратились в респектабельных и процветающих законопослушных граждан, хотя как явление хиппизм существует и в наст, время.

В сер. 60-х гг. появились «рокеры» ^- группировки подростков-мотоциклистов. Мотоцикл — их символ и содержание деятельности. Огромная скорость, езда «в неведомое» позволяли им ощущать чувство свободы. В этих орг-циях существовали определ. правила (обязательное ношение эмблемы клуба, плата членских взносов, участие в гонках и регулярных совм. трапезах) и структура (президент, заместитель и т. п.), ритуал вступления в группу. Клубы «рокеров» имели разл. ориентацию — от спорт, об— в до криминогенных банд, наводящих ужас на местное население. В эти же годы распространились «бритоголовые» — банды, имеющие характер Н. о. ярко выраженной антисоциальной направленности.

В кон. 70-х — нач. 80-х гг. появились «попперы», стремившиеся вести праздный образ жизни и модно одеваться — это была своеобразная пародия на «приспосабливающуюся молодёжь». Большое распространение получили панки, среди к-рых было много подростков, нигде не учившихся, молодых безработных и низкооплачиваемых рабочих. Их отличали эпатирующий внеш. вид (необычная причёска и окраска волос) и поведение, привлекающие к себе внимание, рассчитанное на провокацию, вызов, «шок-эффект». Для панков характерно увлечение темой смерти, вампиризма, насилия, употребление наркотиков и алкоголя с целью получения острых ощущений. Большое место в их жизни занимала музыка (панк-рок).

Большая группа неформалов («фанаты») увлекается разл. течениями в авангардной музыке, спортом. В 1973—80 выделились «металлисты» (поклонники т. н. тяжёлого рока), заимствовавшие внеш. стиль панков. Иногда к Н. о. относят и молодёжные группы, исповедующие те или иные религ. доктрины, несвойственные местной культуре. Среди них выделяются сторонники разл. религ.-филос. доктрин.

В 80-—90-х гг. появились своеобразные клубы детей и подростков (иногда вместе со взрослыми), предпочитающих уйти от обыденной жизни в созданную силой своего воображения новую реальность. Пример такого объединения — движение «толкинистов», распространившееся во мн. странах мира. Оно образовано поклонниками творчества англ, писателя Дж. Р. Р. Толкина (1892—1973), в произведениях к-рого существует специфич.

фантазийный мир со своей идеологией, философией, идеями воспитания и т. п., населённый эльфами, гоблинами и т. п. сказочными существами. Феномен Тол-кина — в создании системы ценностей и идеалов, к-рые не может дать реальная жизнь.

Уровень развития совр. средств коммуникации также вызвал к жизни своеобразные объединения. Действуют т. н. компьютерные сети, посредством к-рых подростки и молодые люди могут общаться со своими сверстниками из далёких стран, практически никогда не встречаясь. При всей привлекательности этих особых клубов (среди них школьники, студенты, к-рые имеют общие интересы в разл. областях знания) существует опасность отрыва от социальной жизни, ухода в некую виртуальную реальность.

Отеч. история дет. и молодёжных объединений до сер. 80-х гг. имела свои особенности. С первых лет существования сов. власти в СССР было два политизированных объединения — ВЛКСМ и Пионерская орг-ция, в к-рых, хотя и декларировался самодеятельный характер, на деле же утвердились жёсткая регламентация деятельности и контроль со стороны парт, и гос. органов. Всякого рода неформальные объединения, кроме чисто любительских, строго преследовались, запрещались. Поэтому возникавшие отд. группы не приобретали массового характера, как это было за рубежом. Напр., в 50-х гг. в молодёжной, в т. ч. и студенческой, среде появились т. н. «стиляги» (модная одежда, причёска, особый язык, увлечение джазом, позднее рок-н-роллом и др.). Объединения эти носили стихийный характер, были кратковременными и подвергались постоянной критике в обществе.

60—80-е гг. — период распространения спорт. фанатов-болельщиков. Они постоянно враждовали между собой, устраивая во время соревнований беспорядки, к-рые иногда принимали массовый характер и требовали вмешательства милиции. Противоположным по духу было модное среди интеллигенции, учащейся и студенч. молодёжи романтич. движение клубов самодеятельной песни, объединявшее на своих слётах иногда тысячи подростков и молодых людей, к-рые стремились найти самовыражение в творческой деятельности.

Движение отеч. хиппи существовало как объединение избранных, демонстрирующих своё превосходство (в т. ч. это выразилось и в джинсовом стиле одежды, к-рый был доступен только обеспеченным слоям населения). В 70—80-х гг. распространились подростково-молодёжные группы «рокеров» (аналог западных), «люберов», к-рые объединили физически крепких, натренированных в спец. спорт, клубах подростков и юношей, выступавших за радикальное очищение городов от всех поклонников зап. мира, в т. ч. от хиппи, панков и т. п. В нач. 80-х гг. отеч. панки, хиппи перестали быть элитарными группами и пополнились детьми из разл. социальных групп. Позже распространились «брейкеры», «скейтбордисты» и т. п. (по виду увлечения). М. В. Разин.

Лит.: Социальная психология, под ред. Г. П. Предвечного, Ю. А. Шерковина, М., 1975; Баш катов И. П., Социально-психол. методы изучения личности и групп несовершеннолетних правонарушителей, М., 1984; его ж е, Психология групп несовершеннолетних правонарушителей, М., 1993; Беличева С. А., Сложный мир подростка, Свердловск, 1984; Мудрик А. В., Общение как фактор воспитания школьников, М., 1984; Д о б-рович А. Б., Воспитателю о психологии и психогигиене общения, М., 1987; К о и И. С., Психология ранней юности, М., 1989; P о з и и М. В., Из истории молодежных движений, «Татьянин день», 1992, № 1—6.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ" в других словарях:

  • Неформальные объединения молодежи — это несанкционированные властью, автономно и спонтанно возникающие молодёжные группы и движения, объединённые общими идеалами и интересами, отличными от общепринятых, традиционных представлений о престижном и полезном. Неформальные объединения… …   Политология. Словарь.

  • НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ детей и молодёжи — социальные группы с разл. обществ. ориентацией. Понятие Н. о. достаточно многозначно. К Н. о. часто относят такие разнородные явления, как оппозиционные полит. партии, экологич. движения, любительские и творческие объединения, контркультурные… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Неформальные объединения детей и молодёжи —     социальные группы детей различной направленности. К Н.о. обычно относят такие разнородные явления, как оппозиционные политические партии, экологические движения, любительские и творческие объединения, контркультурные группы, криминальные… …   Педагогический терминологический словарь

  • Неформальные объединения молодёжи асоциальной направленности — Противостоящие обществу и представляющие для него опасность социальные группы с криминальной ориентацией. Социальные предпосылки их возникновения: кризис общества и семьи, социальная несправедливость, бюрократизм государственных. и общественных… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Неформальные группы — (англ unformal groups) (группировки) самодеятельные объединения людей, основанные на общности взглядов, интересов, целей и не имеющие формальных признаков организации (программы, устава и т.п.) …   Энциклопедия права

  • Неформальные молодежные объединения — самостоятельные инициативные (любительские) общественные формирования учащихся. Их назначение – удовлетворить многообразные духовные, политические, социальные и культурные запросы молодых людей и способствовать развитию их индивидуальных… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Неформальные группы — (англ unformal groups) (группировки) самодеятельные объединения людей, основанные на общности взглядов, интересов, целей и не имеющие формальных признаков организации (программы, устава и т.п.) …   Большой юридический словарь

  • САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ — сообщества и группы, возникающие по инициативе детей и молодых людей на основе общих целей, интересов и стремлений. Единый термин для обозначения таких обшно стей отсутствует. Социологи часто употребляют понятие неформальные объединения, т.е.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Группа: неформальные отношения и подгруппы — Неформальные отношения возникают и существуют в разных малых группах: официальных (напр., производственные и учебные группы) и неофициальных (компания сослуживцев или друзей). Они характеризуются следующими признаками: а) возникают стихийно; б) в …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Самодеятельные объединения детей и молодёжи —     сообщества и группы, создающиеся по инициативе детей и молодых людей на основе общих целей, интересов и стремлений. Возникновение С.о. обусловлено тем, что в процессе социализации дети и молодые люди испытывают потребность в переживании и… …   Педагогический терминологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»