МАРКС

МАРКС
(Marx) Карл (5.5.1818, Трир, Германия, — 18.3.1883, Лондон), нем. мыслитель, политич. и обществ, деятель. Учился (с 1835) в Боннском и Берлинском ун-тах (д-р философии, 1841). Занимался публицистич. деятельностью в Кёльне, Париже, Брюсселе. В 1844 познакомился с Ф. Энгельсом (1820—95), совместно с ним написал ряд трудов, программные документы первых комму-нистич. междунар. орг-ций: — «Манифест коммунистической партии» (1848, рус. пер. М. А. Бакунина — 1869, Г. В. Плеханова — 1882) и др. С 1849 жил в Лондоне. Среди соч. М. гл. место занимает — «Капитал» (т. 1, 1867, рус. пер. 1872; тт. 2 и 3 не окончены и подготовлены к изданию Энгельсом, соотв. в 1885 и 1894). Опираясь на критич. изучение немецкой классич. философии, англ. политич. экономии и франц. утопич. социализма, М. разрабатывал принципы материалистич. понимания истории: признание первичности обществ, бытия по отношению к обществ, сознанию, выделение производств, отношений как экон. базиса общества, идею о том, что люди сами творят свою историю, а побудит, мотивы их деятельности определяются материальными условиями обществ, произ-ва, идею смены обществ.-экон. формаций в результате социальной революции. Исследуя развитие капитализма, М. пришёл к выводу о неизбежности его гибели и перехода к коммунизму в ходе пролет, революции.

М. и Энгельс рассматривали воспитание и образование как фундамент, обществ.-политич. проблемы, связанные с науч.-технич. и социальным прогрессом, с изменением обществ, требований к личности, к уровню общеобразоват. и проф. подготовки работников.

В числе гл. политич. требований междунар. рабочих орг-ций М. называл общественное и бесплатное воспитание всех детей (т.е. в гос. учреждениях и на гос. счёт). Он считал необходимым уделить первоочередное внимание радикальному улучшению положения детей и подростков из рабочего класса: о них должно заботиться всё общество, прежде всего принятием законов, проводимых в жизнь гос. властью. Исходя из коммунистич. перспективы, тенденцию привлечения детей и подростков к обществ, произ-ву М. считал прогрессивной, но в условиях капитализма приобретшей уродливые формы. М. формулировал требования законодат. запрещения труда детей и подростков, если он не связан с воспитанием и обучением. Наряду с умств. и фи-зич. развитием детей М. особо подчёркивал важность технич. обучения — знакомства с осн. принципами произ-ва и осн. орудиями труда. Использование детей и подростков на произ-ве с вредными условиями труда исключалось. Требования, сформулированные М., были направлены на защиту подрастающих поколений от вырождения, от нужды и социального бесправия. При соответств. общественной организации труд детей способен превратиться в источник их гуманного развития.

В «Капитале» М. показал, что развитие крупной индустрии делает признание перемены труда и, возможно, большей многосторонности рабочего всеобщим законом обществ, произ-ва, к нормальному осуществлению к-рого должны быть приспособлены и отношения людей. Сам характер такого произ-ва ставит задачу «частичного рабочего» заменить всесторонне развитым индивидуумом, для к-рого разл. обществ, функции суть сменяющие друг друга способы жизнедеятельности.

Учение М. продолжало гуманистич. традиции европ. обществ, мысли 18- 19 вв. и оказало значит, влияние на социальные науки и историю общества в кон. 19 и в 20 вв. Вместе с тем в его концепциях содержались утопич. и противоречивые представления: абсолютизировались социальные антагонизмы, роль насилия в истории, не учитывались возможности внутр. эволюции бурж. строя, отрицалось значение частной собственности как экон. основы гражд. общества, романтизировалась историч. роль пролетариата.

В России видным продолжателем учения М. стал В. И. Ленин. Утверждение с кон. 20-х гг. в СССР авторитарно-бюро-кратич. системы привело к догматизации и искажению марксизма. Он был поставлен на службу коммунистич. тоталитаризму, превращён в офиц. идеологию, что исключало критич. и науч. исследование мн. аспектов учения М., в т. ч. связанных с воспитанием и образованием. Без учёта уровня обществ, развития, состояния системы нар. образования офиц. документами провозглашались как непосредственные пед. задачи всестороннее развитие личности учащихся, коммунистическое воспитание; в извращённом виде трактовались идеи М. о политехническом обучении и о соединении обучения и воспитания с производит, трудом. Это привело к многочисл. явлениям авторитаризма и формализма в обучении и воспитании, к ущемлению интересов личности и прав учащихся и студентов. С кон. 80-х гг. начался новый этап изучения наследия М.

Соч.: Маркс К. и Энгельс Ф., О воспитании и образовании, т. 1—2, М., 1978.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужен реферат?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "МАРКС" в других словарях:

  • Маркс — Биография. Учение Маркса. Философский материализм. Диалектика. Материалистическое понимание истории. Классовая борьба. Экономическое учение Маркса. Стоимость. Прибавочная стоимость. Социализм. Тактика классовой борьбы пролетариата …   Литературная энциклопедия

  • МАРКС — (Marx) Карл, полное имя Карл Генрих (1818 1883) нем. философ, социолог и экономист, один из наиболее глубоких критиков капитализма и основателей современного социализма. Творчество М. оказало серьезное воздействие на социальную мысль и социальные …   Философская энциклопедия

  • МАРКС — (Marx) Карл (05.05.1818, Трир 14.03.1883, Лондон) мыслитель и общественный деятель, основоположник марксизма. Родился в г. Трир (Германия) в семье адвоката. В 1835 41 г. учился на юридическом факультете Боннского, затем Берлинского университета.… …   Энциклопедия социологии

  • Маркс — Маркс, Деннис Ховард Деннис Ховард Маркс Dennis Howard Marks Деннис Ховард (Mr. Nice) Маркс с журналом «Ca …   Википедия

  • МАРКС — (Marx) Карл (5.5.1818 14.3. 1883), основоположник научного коммунизма, диалектич. и историч. материализма, науч. политэкономии, основатель и руководитель первых междунар. пролетарских орг ций, учитель и вождь международного пролетариата.… …   Демографический энциклопедический словарь

  • МАРКС — (Marx), американские актёры, братья: Леонард (Чико) (26.3.1886—11.10.1961), Артур (Харпо) (21.11.1888—28.9.1964), Джулиус (Граучо) (2.10.1890—19.8.1977). Выступали в музыкальных спектаклях, водевилях, обозрениях в кабаре, мюзик… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Маркс — город, р.ц., Саратовская обл. Возник в 1767 г. как колония нем. переселенцев, основанная бароном Кано де Борегаром и получившая по его титулу название Баронск. Вскоре ее переименовали в честь российской императрицы Екатерины II Алексеевны (1729… …   Географическая энциклопедия

  • МАРКС — (Marx) Карл (1818 1883) немецкий социолог, философ, экономист. Изучал право, философию, историю, историю искусств в Бонне и Берлине (1835 1841). Докторская степень философского факультета Йенского университета (1841). Основные сочинения: ‘К… …   История Философии: Энциклопедия

  • маркс — Марксштадт, Екатериненштадт, Баронск Словарь русских синонимов. маркс сущ., кол во синонимов: 5 • баронск (3) • город …   Словарь синонимов

  • МАРКС — и Энгельс чего. Жарг. мол. Шутл. Об основоположнике, законодателе, классике чего л. Маркс твою Энгельс! Жарг. мол. Эвфем. Бран. шутл. Выражение досады, раздражения, удивления. (80 е гг.). Мокиенко, Никитина 1998, 325. Обратиться к Марксу. Жарг.… …   Большой словарь русских поговорок

  • МАРКС — Адольф Федорович (1838 1904), издатель и книгопродавец. В 1859 приехал в Санкт Петербург из Германии. С 1870 выпускал журнал Нива , в приложении собрание сочинений русских и иностранных писателей, иллюстрированные альбомы, географические атласы и …   Современная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»