- КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
тип общего среднего образования, предусматривающий систематич. изучение древних языков и математики в качестве гл. предметов. Совр. теория К. о. основывается на психол. способности переноса знаний и навыков, полученных в одной области, в любую другую сферу человеческой деятельности. Признавая невозможным научить в ср. школе всему, что необходимо в практич. деятельности, сторонники К. о. выдвигают в качестве осн. цели развитие у учащихся способностей к приобретению нового знания. К. о. возникло в эпоху Возрождения, отвечая потребности европ. сознания нового времени осмыслить свое место в контексте др. культур. К. о. генетически связано с развитием высш. школы, гл. обр. университетского образования, однако традиц. понимание К. о. как подготовки наиб. способной части юношества к занятиям в ун-те неоднократно видоизменялось. Пед. идеей гуманизма было всестороннее развитие способностей человека на образцах антич. лит-ры, единственным средством приобщения к к-рой считались древние языки. Уже Ф. Петрарка противопоставлял утилитарной направленности школ со схоластич. методами обучения (см. Средние века) свободное образование и науку древних, к-рая должна формировать в человеке человеческое и быть прислужницей добродетели.
Значит. влияние на формирование принципов К. о. и их реализацию оказала Реформация (см. Гимназии). Круг предметов преподавания складывался постепенно. Полная классич. программа, включавшая два древних языка (лат. и греч.), впервые была разработана И. Штурмом для основанной им школы в Страсбурге (1538). Детально составленный уч. план и созданная в соответствии с ним методика преподавания древних языков способствовали широкому распространению классич. программы в других ср. уч. заведениях. Её особенностью было очевидное преобладание грамматич. стороны изучения древних языков. С сер. 16 в. наряду с грамматикой внимание уделялось форме и стилю речи. Осн. задачей становилось изучение красноречия. В практику вошло составление в большом кол-ве речей (по образцам речей Цицерона) на греч. и лат. языках. Цицеронианство господствовало в иезуитских школах. Против подобной постановки преподавания древних языков выступал Я, А. Каменский, считавший наилучшей основой обучения эвристич. метод. По грамматике он предложил проходить отдельно лишь осн. правила, а остальной материал изучать на конкретных лит. примерах.
В эпоху Просвещения сложилась новая рационалистич. установка, согласно к-рой образование должно было ориентироваться на потребности повседневной жизни, что вызвало полемику вокруг проблем К. о. Даже знаток классич. языков Д Аламбер считал время, затраченное на их усвоение в школе, потерянным для разума.
Тезисы в защиту К. о. сформулированы нем. педагогом, исследователем древности И. М. Геснером, явившимся идейной предтечей неогуманизма: только с помощью К. о. удалось побороть варварство средневековья; греч. язык есть источник почти всех наук, а без латыни, междунар. языка учёных, немыслимо никакое науч. образование; прекращение изучения древних языков может повлечь за собой возвращение к варварству.
Движение неогуманизма (И. Г. Гердер, В. Гумбольдт, Ф. А. Вольф), получившее распространение в Зап. Европе, особенно в Германии во 2-й пол. 18 в., ставило своей целью возродить утраченный человечеством идеал при помощи непосредств. изучения античности во всей её полноте. Подчёркивалась воспятат. роль К. о., к-рое, благодаря своему гуманистич. характеру, считалось способным возвысить ум и сердце до прекрасной гармонии внеш. и внутр. человека. Для неогуманистов именно древние греки служили образцом совершенного человека. Изучение греч. культуры и языка получило под влиянием их идей несомненный приоритет. На первый план вышло чтение авторов, имевшее целью изучение языка и истори-ко-бытовой стороны текста, воспитание изящного вкуса и чувства прекрасного. Был установлен канон шк. авторов. Получил распространение выдвинутый Вольфом тезис, что изучение грамматики древних языков есть лучшее средство формального развития ума (прикладная логика). Выработанный в нач. 19 в. филол. подход в науке о древности оказал существенное влияние на формирование филол. метода изучения памятников антич. лит-ры в шк. практике.
За К. о. в 19 в. закрепилась функция науч. образования, необходимого для успешных занятий в университете. Кроме древних языков и математики в уч. курсы были включены родной язык, история, география и в небольшом объёме естеств. науки. Уч. заведения типа классич. гимназий (лицеи, грамматич. школы и т. д.) стали осн. видом ср. общеобразоват. школы, пользующейся монопольным правом подготовки к ун-ту. К. о. сохранялось без существенных изменений в Европе и в Америке до нач. 20 в., когда постепенно уступило место реальному образованию. Приоритетное положение К. о. было подорвано в результате предоставления воспитанникам ср. школ др. типа одинаковых прав с выпускниками классич. гимназий при поступлении в ун-т. В кон. 20 в. круг уч. заведений с преподаванием древних языков неуклонно сужается. В Англии греч. яз. сохраняется лишь в частных школах. Сократилось преподавание древних языков в Германии, т. к. все меньше родителей стремятся дать детям К. о. Древние языки теряют свои позиции в школах Америки, лицеях Франции и Италии. Мн. ун-ты, в т. ч. Оксфордский и Кембриджский, вынуждены допускать к изучению классич. филологии и древней истории студентов, не имеющих шк. подготовки по древним языкам. Тенденция к снижению качества совр. образования, характерная для большинства развитых стран, связана отчасти с упадком К. о., что заставляет пр-ва принимать меры для его поддержки.
В России древние языки как шк. дисциплины впервые появились в кон. 16 в. среди предметов обучения в братских школах. Преподавание носило схоластич. характер и предназначалось для защиты православия от интеллектуального влияния католицизма при помощи образоват. средств последнего. Грамматика, по словам Лаврентия Зизания, есть «ключ, отворяющий всем ум к познарию а метод схоластич. науки может использоваться к пользе православных. Тяготея к греч. образованности, братские школы сначала пытались противопоставить сё латинской, но, столкнувшись с отсутствием у православных греков самостоят. шк. традиции, вынуждены были ориентироваться на практику католич. уч. заведений.
С сер. 17 в. западнорусское влияние проникло в Москву, вызвав полемику со сторонниками чисто греч. образованности. В отношении древних языков выработалась формула, признавшая первенство за греч. языком по его значению для духовных корней России, но считавшая латынь наиб. пригодным языком для систематич. преподавания филос. и богословских дисциплин. Славяно-греко-латинская академия, основанная в Москве как Эллино-греческая, с 1701 получила наименование Славяно-латинской, преподавание велось на лат. яз., греч. яз. нек-рое время вовсе не изучался.
В нач. 18 в. изменился характер шк. образования, к-рое стало светским и практическим по преимуществу. Первые рус. гимназии — академическая в Петербурге (1726), университетская в Москве (1755) и гимназия в Казани (1758) — имели практич. задачу подготовки университетских слушателей. Древние языки в них, в первую очередь латинский язык, как и в европейских латинских школах, были основой подготовки к высшему образованию. Нек-рые частные пансионы под влиянием неогуманизма включали в свои планы занятия античной литературой и языками с целью формирования подлинного вкуса, изящной речи и благородного образа мыслей, необходимых всякому образованному человеку.
Отеч. общеобразоват. школа с курсом К. о. ведёт историю с 1804. Первоначально преподавался один лат. язык. При 4-летнем гимназич. курсе уже со 2-го кл. учащиеся начинали переводить с рус. на лат. яз. и читать оригинальных авторов. С 3-го кл., кроме чтения лат. поэтов, нек-рое время отводилось обучению в составлении лат. стихов. Многопредметность гимназич. программы вызывала попытки её упрощения. В виде эксперимента с 1811, по предложению С. С. Уварова, в гимназиях Петерб. уч. округа введён греч. яз., резко увеличено кол-во уч. времени, посвящённого древним языкам, за счёт сокращения нек-рых дисциплин. Серьёзное изучение классич. языков и антич. культуры должно было приобщить учеников к самостоят. работе. Этот опыт с небольшими изменениями лёг в основу Устава гимназий 1828, предусматривавшего изучение двух древних языков и постепенное введение греч. яз. в гимназии, где он не преподавался. Прошедшим курс греч. яз. по окончании гимназии предоставлялись служебные преимущества. К 1851 из 74 гимназий греч. язык был введён в 45. После европ. Революции 1848—49 К. о. было признано вредным из-за влияния на молодёжь де-мокр. идей антич. культуры. В 12 гимназиях, где древние языки были оставлены, отведённые на них уч. часы сократились. Уничтожение системы К. о. явилось одним из факторов, способствовавшим распространеншо нигилистич, идеологии среди студенчества, и привело к снижению уровня университетского образования. В защиту древних языков как универсальной основы общечеловеческого и науч. образования выступали Т. Н. Грановский, Н. И. Пирогов и др. Новый Устав 1864 установил три типа гимназии: с двумя древними языками (классич.), с одним латинским (гуманитарные), без древних языков (реальные), что вызвало широкую обществ. полемику о целях и средствах ср. образования. Согласно Уставу только классич. гимназии давали право поступления в ун-т. Становление классич. школы в России завершилось созданием в 1871 новой системы ср. образования, разработанной Д. А. Толстым, M. H. Катковым и П. М. Леонтьевым. Только классич. гимназия с двумя древними языками признавалась полноправным ср. уч. заведением, готовящим своих воспитанников к ун-ту и гос. деятельности. Впервые были созданы конкретные уч. планы по греч. и лат. языкам. Для подготовки учителей древних языков в 1867 в Петербурге учреждён Ист.-филол. ин-т, другой ин-т подобного профиля был открыт в 1874 в Нежине на базе лицея кн. Безбородко, в 1873 при ун-те в Лейпциге основана рус. Филол. семинария. С 1865 на службу по ведомству МНП для преподавания древних языков приглашались австр. славяне и чехи, получившие дипломы в европ. уч. заведениях.
Грамматич. метод преподавания древних языков, согласно к-рому письменные упражнения и переводы с русского на греч. и лат. языки ставились выше чтения антич. авторов, отсутствие достаточного кол-ва подготовленных учителей древних языков, аполитичность классич. школы, не допускавшей никакой иной деятельности, кроме чисто учебной, вызывали резко отрицат. отношение к К. о. в рус. обществе. Изменения, внесённые в уч. план в 1890 (сокращение кол-ва часов на преподавание древних языков, отмена письменных экзаменац. работ, упрощение грамматич. материала, снижение уровня общих требований), поставили классич. школу на грань кризиса. Реформа гимназий 1901, вызванная нестабильной полит. ситуацией, подорвала приоритетное положение древних языков в системе образована t, перенеся их в группу второстепенных предметов. Лат. яз. изучался с 4-го кл. лишь в одной из двух групп учащихся. Греч. яз. был допущен в качестве необязат. предмета, его преподавание зависело от кол-ва желающих его изучать и от финанс. возможности каждой гимназии содержать соответствующего учителя. Древние языки продолжали изучаться в гимназиях гл. обр. потому, что знание их требовалось при поступлении на юрид. и ист.-филол. ф-ты университетов. На 1-м Всерос. съезде преподавателей древних языков (1911) была предпринята попытка объединить усилия по сохранению К. о. После Окт. революции с 1918 система К. о., несмотря на протесты ун-тов, была окончательно ликвидирована в ср. школе. Преподавание древних языков осталось в нек-рых вузах СССР. Попытки ввести изучение лат. яз. в сов. ср. школе в 1950—60-е гг. не имели успеха.
Культурная ситуация кон. 20 в. выдвинула ряд проблем, требующих в т. ч. и новой интерпретации сущности и истории гуманитарного образования, в связи с чем ведётся, рдбота по изучению опыта учреждение К, о. в России и за рубежом.
Идея возрождения К. о. лежит в основе деятельности спец. гуманитарных лицеев и гимназий в 90-х гг. 20 в.
Лит.: Адольф А., Истинное образование и классицизм, М., 1891; Капнист. П., Классицизм как необходимая основа гимназического образования, в. 1—2, М., 1891—1900 (библ.); Г p о т Я. К., По поводу шк. реформы. О необходимых элементах общего образования и воспитания, СПБ, 1901; Георгиевский А. И., Предположенная реформа нашей ср. школы, СПБ, 1901; Рождественский С. В., Историч. обзор деятельности МНП, СПБ, 1902; 3 е-линский Ф. Ф., Древний мир и мы, СПБ, 1903; Паульсенф., Историч. очерк развития образования в Германии, пер. с нем., М., 1908; Алешинцев И., История гим-назич. образования в России, СПБ, 1912; Труды Первого Всероссийского съезда преподавателей древних языков 28—31 декабря 1911 г., СПБ, 1912; Мижуев П. Г., Главные моменты в развитии зап.-европ. школы, М., 1913; Ганелин Ш. И., Очерки по истории ср. школы в России второй пол. 19 в., М., 1954; Смирнов В. 3., Реформа начальной и ср. школы в 60-х гг. XIX в., М., 1954; Лаппо-Данилев-с. к и и А. С., История русской обществ. мысли и культуры 17—18 вв., М., 1990.
К. А. Вах.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.