КВЯТКОВСКИЙ

КВЯТКОВСКИЙ
Евгений Викентьевич (р. 15.8.1918, г. Усмань Липецкой обл.), педагог, акад. РАО (д. ч. АПН СССР с 1990), дер пед. наук (1971). В 1941 окончил МГПИ. Был учителем ср. школы. С 1950 работал в НИИ вечерних и заочных ср. школ АПН РСФСР, НИИ ХВ АПН СССР (с 1960, в 1986—90 директор).

Занимается проблемами формирования мировоззрения и личности ребёнка в процессе лит.-худож. образования и эсте-тич. воспитания. Исследовал пед. аспекты роли лит-ры в общении школьников, её влияние на духовное развитие, нравств. и гражд. становление личности ребёнка; проблемы формирования образа мышления как условия повышения воспитат. воздействия иск-ва на школьников. Разрабатывал систему уроков иск-ва, способствующую творческому развитию и выявлению природы одарённого ребёнка; принципы реализации межпредметных связей на уроках лит-ры, музыки, изобразит, иск-ва; метод, принципы системы эстетич. воспитания школьников в условиях уч. и внеуч. деятельности по иск-ву.

Соч.: Иссл. худож. интересов школьников, М., 1974 (ред.); Развитие худож. интересов сел. школьников, М., 1979 (ред.); Система эстетич. воспитания школьников, М., 1983 (соавт.); Формирование коммуни-стич. мировоззрения учащихся на уроках лит-ры, М., 1984; Рус. лит-ра 2-й пол. XIX в. Хрестоматия ист.-лит. мемуарных и эпистолярных мат-лов, М., 1986 (соавт.). КЕЙ (Key) Эллен Каролина Софья (11.12.1849, Сундсхольм, — 25.4.1926, Странд), швед, обществ, деятельница, педагог, публицист, сторонница идей свободного воспитания. Выступала в печати (с 1870) по вопросам истории, лит-ры, эмансипации женщин, охраны материнства и детства, морали и воспитания. Преподавала в школе (1880—99), была одним из основателей и активных деятелей Швед, рабочего ин-та в Стокгольме, где с 1833 читала лекции по швед, лит-ре и истории культуры, с 1903 выступала с лекциями в Германии, Франции, Италии и др. странах.

В мировоззрении К. принципы общечеловеческой морали, демокр. устремления сочетались с симпатиями к социалистич. идеям. К. видела путь социального прогресса в мирных формах полит, борьбы, воздействии силы обществ, мнения, однако центр, значение придавала делу воспитания. Считая, что «решение жен. вопроса в его целом будет дано тогда, когда изменится обществ, строй», К. призывала общественность к борьбе за признание асоциальной важности материнских функций», за гос. помощь многодетным семьям, полный отказ от эксплуатации дет. труда и др. меры по охране материнства и детства. Одной из наиболее актуальных обществ, задач К. считала создание нового поколения образованных матерей, способных избавить детей от обезличивающего воздействия обществ, воспитания. Признавая ясли и сады как вынужденную необходимость, отстаивала идеал домашнего воспитания, дающего простор развитию индивидуальности ребёнка, мечтала об идеальной семье, где мать будет иметь возможность не менее 12 лет посвящать себя воспитанию ребёнка. К. пропагандировала идею возврата женщины к роли хранительницы домашнего очага во имя сохранения семьи и полноценного воспитания «нового человека с новыми мыслями и поступками». Критиковала современную ей школу как «губительницу душ». Она видела цель шк. образования не в передаче суммы знаний, но в общем развитии ребёнка, формировании пытливого, исследовательского отношения к миру, умения наблюдать и изучать его, применять знания на деле. Проповедуемые К. идеалы школы и воспитания основаны на уважении к личности. К. призывала общественность к движению за единую школу, совм. обучение мальчиков и девочек, связь школы с жизнью. Непременными чертами школы будущего считала глубокую индивидуализацию обучения, его раннюю специализацию для детей с ярко выраженными индивидуальными наклонностями, самодеятельность детей как основу работы школы, связь с жизненным опытом детей. Она высказывалась за разнообразие форм и методов уч. работы, сокращение обязат. занятий до минимума, введение 5-дневной уч. недели. Публи-цистич. выступления К. получили широкую междунар. известность, её пед. взгляды оказали влияние на деятельность сторонников «нового воспитания».

С о ч: Kvinno-psychologi och kvinnlig logik. En Studie och ett försvar, Stockh., 1896; Individualism och sociaüsm, Stockh., 1895; Tankebilder, t. 1—2, Stockh., 1898; Folkbild-ningsarbetet särskildt med hänsyn till skönhets-sinnets odling, Uppsala, 1906; Minnen av och om Emil Key, t. 1—3, Stockh., 1915—17; Lifslinger, t. 1—3, Stockh., 1923—252; в рус. пер.: Век ребенка, M., 1905; Женщина. Жизненные потребности. Индивидуальность. Эволюция души. Очерки, М., 1907; На пороге жизни, М., 1914; Мать и дитя, СПБ, 19152.

Лит. Крупская Н. К., Семья и школа, Пед. соч. в 6 тт., т. 1, М., 1978, с. 105—13; Harailton L., Ellen Key. En livsbild, Stockh., 19172; Leche-Löfgren M., Ellen Key. Hennes liv och verk, Stockh., 1930; Forsström A., Om Ellen Key, Lund, 1949; Lengborn T., En Studie i Ellen Keys pedagogiska tänkande främst med utgängs-punkt frai, «Barnets ärhundrade», Stockh., 1977.

M. В. Кларин.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "КВЯТКОВСКИЙ" в других словарях:

  • Квятковский — (польск. Kwiatkowski)  польская фамилия. Встречается в России. Известные носители: Квятковский, Александр Александрович (1853 1880)  революционер, член Исполнительного комитета «Народной воли». Квятковский Александр Александрович (1878… …   Википедия

  • Квятковский Т. — Теофиль Квятковский Имя при рождении: Teofil Jaksa Antoni Kwiatkowski Дата рождения: 21 февраля 1809 Место рождения: Пултуск Дата смерти: 14 августа 1891 Место смерти …   Википедия

  • Квятковский А. — Александр Павлович Квятковский (1888 1968) российский литературовед, теоретик стиха, поэт, участник движения конструктивистов. С 1920 х годов разрабатывал «тактометрическую» теорию стиха, ввёл понятие «тактовик». Издал «Словарь поэтических… …   Википедия

  • Квятковский А. П. — Александр Павлович Квятковский (1888 1968) российский литературовед, теоретик стиха, поэт, участник движения конструктивистов. С 1920 х годов разрабатывал «тактометрическую» теорию стиха, ввёл понятие «тактовик». Издал «Словарь поэтических… …   Википедия

  • Квятковский, Александр Александрович — Квятковский Александр Александрович Квятковский Александр Александрович (1852, Томск  4 (16) ноября 1880, Санкт Петербург)  народоволец, кличка Александр I, участник покушений на Александра II, каз …   Википедия

  • Квятковский, Юрий Львович — Род деятельности: актёр театра и кино Дата рождения: 29 сентября 1982(1982 09 29) (30 лет) Место рождения …   Википедия

  • Квятковский Александр Александрович — Квятковский, Александр Александрович народоволец (1852 1880). Родился в Томске в семье дворянина золотопромышленника. В 1870 х годах начал революционную деятельность в Тульской губернии, затем перенес ее в Кострому, на Поволжье и в Воронежскую… …   Биографический словарь

  • КВЯТКОВСКИЙ Александр Александрович — (1853 80) один из организаторов Земли и воли и Народной воли , член ее Исполкома, участник Липецкого и Воронежского съездов, покушений на Александра II. Повешен …   Большой Энциклопедический словарь

  • Квятковский Александр Александрович — [январь. 1853, Томск, ‒ 4(16).11.1880], русский революционер, народник, член Исполнительного комитета «Народной воли». Из дворян. Учился в Петербургском технологическом институте (1874‒75). Активный участник «хождения в народ» (Тульская,… …   Большая советская энциклопедия

  • Квятковский, Александр Павлович — Квятковский Александр Павлович (1888–1968) известен главным образом как стиховед, разработавший для группы конструктивистов «такто метрическую теорию» русского стиха (1925–1929; ср. его «Поэтический словарь», 1966), опиравшуюся не на текст, а на… …   Русские поэты Серебряного века

  • Квятковский, Александр Павлович — Александр Павлович Квятковский (1888 1968) российский литературовед, теоретик стиха, поэт, участник движения конструктивистов. С 1920 х годов разрабатывал «тактометрическую» теорию стиха, ввёл понятие «тактовик». Издал «Словарь поэтических… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»