КАЛАШНИКОВ

КАЛАШНИКОВ
Алексей Георгиевич [16(28).2.1893, Москва, — 1.1.1962, там же], педагог, деятель нар. образования, д. ч. АПН РСФСР (1947), дер физ.-мат. наук (1946), проф. (1926). Окончил физ.-мат. ф-т Моск. ун-та (1917). Преподавал в гимназии и учительской семинарии в Москве. С 1919 в системе Наркомпроса РСФСР — зав. отделами проф. образования Моспрофобра, пед. образования Главпрофобра. В 1921—23 зав. редакц. сектором Госиздата, в 1921—29 зав. Гл. науч.-пед. секцией ГУСа, в 1926—30 зам. директора НИИ науч. педагогики; с 1923 преподавал на Высш. науч.-пед. курсах при 2-м МГУ, в Моск. индустр.-пед. ин-те им. К. Либкнехта, в ср. школах Москвы. В 1931—38 в НИИ политехн. труда (позднее НИИ политехн. образования, с 1937 НИИ ср. школы), в 1938- 1945 и в 1947—53 в Ин-те физики Земли АН СССР. В 1945—46 зам. мин. и в 1946—48 мин. просвещения РСФСР. В 1953—61 в Ин-те методов обучения АПН. Ред. журнала «Политехн. обучение» (с 1957; с 1960 «Школа и производство»).

В 1919—25 разрабатывал пути создания индустриально-трудовой школы и формы подготовки для неё пед. кадров. Выдвинул идею преобразования школы 2-й ступени в специализированную (по направлениям) школу индустриальных рабочих-подростков. Политехн. образование понимал как приобретаемый подростками «научно разработанный трудовой опыт». В его содержание включал спец. дисциплины (общее машиноведение, энергетика произ-ва и технология обрабатываемых материалов), а также основы прикладных наук. В качестве ведущих методов обучения выделял исследовательский и бригадно-лабораторный, т.е. наиб, способствующие пониманию труда как совр. производственного процесса, в к-ром неразрывно связаны теоретич. изучение окружающей действительности и практич. работа. Это сочеталось с последоват. овладением историей техники и социальной организации труда (идея «диалога культур»). Остальные элементы культуры приводились в «гармо-нич. связь с помощью установления их трудовой причинности». В организации уч.-воспитат. процесса предлагал группировку учащихся по видам трудовой деятельности, замену классных помещений специально оборудованными рабочими кабинетами и построение шк. жизни как «самоуправляющейся трудовой общины». В уч. план вводились групповая работа по самообслуживанию, постепенно усложняющийся производительный труд, занятия в кабинетах и экскурсии.

Подготовку пед. кадров К. также предлагал осуществлять на основе индустриального принципа, выделив 2 ступени: общеобразовательную и специальную (специализация по типам школ и предметным циклам). Содержание образования в пед. ин-те строилось по четырём направлениям — труд, наука, человек, «идеологич. формы» и включало такие компоненты, как: науч.-техн., экон. и идеологич. основы организации совр. произ-ва; общие вопросы совр. науки, её методы и углублённое знакомство с нек-рыми её областями; изучение природы ребёнка и выработка техники руководства его развитием (социально-биол. образование); участие в обществ, про-из-ве; пед. практика в массовой школе, завершавшаяся самостоят, работой над «проектированием новой школы». Осн. методом обучения в пед. вузе считал студийно-лабораторный — самостоят, проработка студентами материала под руководством преподавателей-консультантов. Мн. положения, выдвинутые К., были впоследствии использованы в деятельности АКБ.

Во 2-й пол. 20-х гг. разрабатывал методологич. основы пед. процесса в сов. школе. Выступал против теории отмирания школы и превалирования стихийного влияния среды над целенаправленным пед. воздействием. Воспитание трактовал как «организованное и сознательное самоизменение человека в процессе изменения им условий своего существования». Сочетая осмысление как социальных, так и биол. факторов в воспитании, разрабатывал принципы воспитания периода переходной эпохи, типы воспитания, критерии эффективности работы пед. коллектива и др.

К. — инициатор издания, ред. и автор ряда статей первой сов. Пед. энциклопедии (т. 1—3, 1927—30). В 1929—31 методологич. подходы К. к трактовке процесса воспитания подверглись в печати необоснованной критике как «правый уклон в педагогике».

В кон. 40-х гг. возобновил исследования проблем политехнизации школы, разработал конкретные формы её осуществления. Во 2-й пол. 50-х гг. выделял такие задачи политехн. обучения, как знакомство учащихся в теории и на практике с науч. основами совр. произ-ва и с применением этих знаний в важнейших отраслях пром-сти и с. х-ва; умение учащихся обращаться с наиб, распространёнными орудиями труда и механизмами; приобщение к трудовой деятельности на произ-ве с последующей специализацией.

Соч.: Наука и школа для труда, M., 1921j Опыт построения индустриально-трудовой школы ближайшего будущего, M., 19222; Индустриально-трудовая школа, М., 1924"; Очерки марксистской педагогики, т. 1, М., 1929; О подготовке учащихся семилетних и ср. школ к практич. деятельности, СП, 1949, № 9; Вопросы политехн. обучения в школе, М., 1953; Политехн. принципы в изучении основ наук естествознания, ШиП, 1961, № 2; Проблемы политехн. образования. Избр. тр., М., 1990.

Лит.: Корнейчик Т., А. Г. Калашников, НО, 1963, № 2; Камардино-ва У. ОА. Г. Калашников о трудовой подготовке школьников, ШиП, 1985, № 7. М. В. Богуславский.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "КАЛАШНИКОВ" в других словарях:

  • Калашников — и Калашник  русские фамилии, произошедшие от именования отца по занятию: калачник, калашник  пекарь или продавец калачей. фамилия Калашник это более старый вариант фамилии Калашников , т.к. в России фамилии давали по роду занятий и… …   Википедия

  • КАЛАШНИКОВ — Михаил Тимофеевич (родился в 1919), российский конструктор стрелкового оружия. Создал автомат АК (1947), на базе которого проведена унификация стрелкового оружия калибра 7,62 мм. АК, модернизированный автомат АКМ, ручной пулемет РПК, танковый… …   Современная энциклопедия

  • КАЛАШНИКОВ — Михаил Тимофеевич (род. 1919), конструктор стрелкового оружия, доктор технических наук (1971), генерал майор (1994 ), дважды Герой Социалистического Труда (1958, 1976). Создал автоматы АК и АКМ, пулемёты РПК, ПК, ПКТи др. Ленинская премия (1964) …   Русская история

  • калашников — сущ., кол во синонимов: 1 • автомат (43) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Калашников М. — Михаил Тимофеевич Калашников Род деятельности: Конструктор стрелкового оружия Дата рождения: 10 ноября 1919(19191110 …   Википедия

  • Калашников М. Т. — Михаил Тимофеевич Калашников Род деятельности: Конструктор стрелкового оружия Дата рождения: 10 ноября 1919(19191110 …   Википедия

  • Калашников И. — Иван Тимофеевич Калашников (22 октября (2 ноября) 1797, Иркутск 8 (20) сентября 1863, Санкт Петербург) русский писатель. Биография Отец Тимофей Петрович Калашников автор записок Жизнь незнаменитого Тимофея Петровича Калашникова, простым слогом… …   Википедия

  • Калашников И. Т. — Иван Тимофеевич Калашников (22 октября (2 ноября) 1797, Иркутск 8 (20) сентября 1863, Санкт Петербург) русский писатель. Биография Отец Тимофей Петрович Калашников автор записок Жизнь незнаменитого Тимофея Петровича Калашникова, простым слогом… …   Википедия

  • Калашников И. К. — Памятник И. К. Калашникову в доме музее в Шаралдае. Исай Калистратович Калашников (9 августа 1931 года, село Шаралдай Мухоршибирского района Бурятской АССР  30 мая 1980 года, Москва)  советский писатель, известный своим историческим романом о… …   Википедия

  • КАЛАШНИКОВ М.Т. — Военный конструктор, изобретатель автомата Калашникова (АК), в разговорной речи также называемого калашников или калаш. Михаил Тимофеевич Калашников родился в 1919 г. в селе Курья на Алтае* в многодетной семье крестьянина*. После окончания 9 го… …   Лингвострановедческий словарь

  • Калашников — I Калашников         Василий Иванович [30.10(11.11).1849, Углич, 13(26).2.1908, Нижний Новгород], русский изобретатель механик и теплотехник. Окончил 3 класса угличского уездного училища (1860). С 1865 работал чертёжником на механическом заводе в …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»