ИОРДАНСКИЙ Николай Николаевич это:

ИОРДАНСКИЙ Николай Николаевич

[18 (30).4.1863, с. Городец, ныне Нижегородской обл.,—9.1.1941, Москва], педагог, деятель нар. образования, д-р пед. наук (1938), проф. (1922). Окончил Казанскую духовную академию (1887). Пед. деятельность начал в ср. школах Ниж. Новгорода, одновременно работал в губернском об-ве нач. образования, был одним из организаторов и преподавателей жен. воскресной школы. Создатель первой в России общедоступной дет. б-ки (1905, Ниж. Новгород), дет. столовых при нач. школах, групп продлённого дня для детей гор. бедноты. Как политически неблагонадёжный выслан в прибалт. край (1911), работая инспектором нар. уч-щ, оказывал содействие латыш. школам с преподаванием на родном языке. В 1914—17 занимался разработкой вопросов нар. образования в Моск. земстве. Один из организаторов Всерос. съезда учителей (1913—14). Преподавал в ун-те им. А. Л. Шанявского, на Высш. пед. курсах (1915). Один из руководителей Всерос. учительского союза. В сент.— нояо. 1917 зам. пред. Комитета по нар. образованию при Мин-ве просвещения Врем, правительства. После Окт. революции возглавлял образоват. отдел Совета всерос. кооперативных съездов (1918—19). В 1921—22 зав. Главсоцвосом Наркомпроса РСФСР. В 1920—31 преподавал педагогику в Сергиевском пед. техникуме (в 1920—24 руководитель), в Центр. ин-те организаторов нар. просвещения (в Москве), на Высш. науч.-пед. курсах при 2-м МГУ. С 1926 вёл науч. работу в пед. н.-и. учреждениях Москвы.

Осн. труды И. посвящены всесторонней разработке вопросов организации отеч. школы (школоведению). И. считал школоведение комплексной дисциплиной, изучающей как общие основы организации шк. дела, так и тесно связанные между собой разл. стороны внутр. жизни школы (управление школой в адм.-хоз. и пед. отношениях, материальную базу школы, организацию уч.-воспитат. процесса, положение педагогов и учеников, шк. самоуправление). В таком подходе отразилось понимание И. школы как относительно автономного образоват. института. И. выступал за стимулирование творческой инициативы каждого пед. коллектива, каждого учителя в организации шк. жизни. Обосновывал пути и средства осуществления массового нар. образования, выступал за создание обществ.-гос. системы управления шк. делом, за широкое привлечение населения к участию в жизни школы, убеждал в необходимости тесной связи уч. заведений с трудовой жизнью населения. Школа, по мысли И., должна не только руководствоваться потребностями общества, но и существенно влиять на его совершенствование.

И. разрабатывал вопросы шк. самоуправления, к-рое связывал с участием воспитанников в разнообразных трудовых процессах. Он рассматривал самоуправление как естеств. стремление детей к самоорганизации, в к-ром педагогу должна принадлежать направляющая роль. Деятельность шк. советов, выборность директоров и т. п. И. трактовал в перспективе демократизации шк. жизни. Большое значение И. придавал шк. кооперации, к-рую понимал как одно из социализирующих начал (школа — место для кооперативного просвещения и пропаганды), как изучение кооперации в курсе краеведения и как организацию шк. кооперативов, теоретич. основы и принципы организации к-рых И. разработал применительно к условиям сов. школы.

И. обосновал необходимость развёртывания широкой сети объединений учащихся для удовлетворения их разнообразных интересов и для создания воспитывающей дет. среды. Разработал способы применения методов наблюдения, опроса, анкетирования, тестов, анализа результатов дет. труда и творчества для изучения дет. среды и составил соответств. программы.

В 50-х гг. школоведч. взгляды И. были истолкованы как «чрезмерно расширительные» (А. Н. Волковский), под влиянием этой критики предмет школоведения был сужен до выявления лишь адм. взаимоотношений.

Соч.: Бытовые и семейные условия жизни школьников Нижнего Новгорода, Н.-Н., 1907; Вопросы нар. образования среди старообрядцев, М., 1909; Меры привлечения детей в нач. школу, [Н.-Н., 1911J; Руководство школой, М., 1918; Дет. дом-коммуна, М., 1919; Самоуправление в сел. школе, М., 1924; Основы и практика социального воспитания, М.; Массовая трудовая школа и программы ГУСа, M.; Организация дет. среды, М., 1925; Школоведение, M.

Лит.: P ы маков А., Видный деятель нар. образования, НО, 1964, № 5.

М. В. Богуславский.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Смотреть что такое "ИОРДАНСКИЙ Николай Николаевич" в других словарях:

  • Иорданский, Николай Николаевич — …   Википедия

  • Иорданский Николай Николаевич — …   Википедия

  • Иорданский, Николай Николаевич — (1863 1941)     деятель народного образования, д р педагогических наук (1938), профессор (1922). Создатель первой в России общедоступной детской библиотеки (1905, Н. Новгород), детских столовых при начальных школах, групп продлённого дня для… …   Педагогический терминологический словарь

  • Иорданский, Николай Николаевич (биолог) — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Иорданский. Николай Николаевич Иорданский (род. 1938 году[1])  российский биолог, эволюционист. Содержание 1 Биография 2 Библиография …   Википедия

  • Иорданский, Николай Николаевич (педагог) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Иорданский, Николай Николаевич. Николай Иорданский Дата рождения: 18 (30) апреля 1863(1863 04 30) Место рождения: село …   Википедия

  • Николай Николаевич Иорданский — …   Википедия

  • Иорданский — Герасим Иорданский (Авва Герасим)  христианский монах и святой V века. Иорданский, Александр Николаевич (1903   ?)  советский учёный в области фотохимии, лауреат Сталинской премии. Иорданский, Николай Иванович (псевдоним… …   Википедия

  • Список российских биологов — Приложение к статье Список биологов Список российских биологов  известные биологи, работавшие по своей научной специальности на территории России (Российской Федерации, Советского Союза и Российской империи) или в составе российских научных… …   Википедия

  • Список умерших в 1941 году — …   Википедия

  • Премия имени А. Н. Северцова — А. Н. Северцов. Премия имени А. Н. Северцова  научная награда Российской академии наук. Присуждается Отделением общей биологии (ООБ) Российской академии наук за выдающиеся работы в области эволюционной морфологии. Премия… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»