ИНТЕРАКЦИОНЙЗМ это:

ИНТЕРАКЦИОНЙЗМ
(от англ, interaction — взаимодействие), направление в совр. заруб., гл. обр. амер., психологии, для к-рого характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия. И. не представляет собой единой теории или науч. школы, ряд его положений пересекается с др. концепциями, в частности с психоанализом и бихевиоризмом, поэтому данное направление психол. науки часто определяется как «интерак-ционистская ориентация», или «интерак-ционистский подход». Осн. тр. представителей И. (Г. Блумер, Э. Гофман, Г. Келли и др.) выполнены в русле социальной психологии, однако интерак-ционистский подход оказывает существ, влияние на общую, а также возрастную и пед. психологию, что, в свою очередь, находит отражение в практике воспитания.

В основе И. лежит теория социального взаимодействия, разработанная амер. философом и социологом Дж. Мидом. Согласно этой теории, развитие личности совершается в процессе общения индивида с членами определённой социальной группы, в ходе совм. деятельности. Мид подчёркивал, что определяющим в этом процессе являются общество, группа, а не личность. В общении с др. людьми формируется способность мыслить в абстрактных понятиях, а главное — осознавать себя в качестве особого лица, отличающегося от других. «Я» человека — продукт «социального опыта», к-рый приобретается первоначально в дет. играх. Играя, ребёнок как бы раздваивается: он исполняет разл. роли и благодаря этому отделяет себя от других и вместе с тем становится на их позицию, учится смотреть на себя со стороны. В играх по правилам он воспринимает свою индивидуальность уже не только с точки зрения отд. лиц, чьи роли исполняет, но и с точки зрения обобщённых установок (норм, ценностей) группы, к к-рой он принадлежит. Т. о., внутр. мир личности зарождается в групповом действии. Однако теория Мида трактовала эти процессы односторонне. Человеческое общество рассматривалось как совокупное взаимодействие исполняющих разл. роли индивидов.

Идеи Мида развивал амер. психолог Р. Сире. Он предложил сделать единицей психол. анализа т. н. диадическую систему, «к-рая описывает комбинированные действия двух и более персон». По Сирсу, действия каждого индивида всегда ориентированы на др. человека и зависят от него. Соответственно не существует строго фиксированных и неизменных личностных черт, напр, агрессивности или доброжелательности, поскольку соответствующее поведение всегда зависит от свойств др. члена диадич. системы. Т.о., дет. развитие — зеркало практики воспитания и качеств воспитателя.

В русле И. лежит т. н. социодраматиче-ский подход. Его сторонники рассматривают обществ, жизнь как драму, каждый участник к-рой играет свою «роль». Соответственно социодрама — проигрывание жизненных ситуаций с принятием на себя нек-рой роли— выступает как метод психотерапии, а также как особое средство пед. воздействия на личность.

Представителями И. предпринята попытка вычленить «специфически человеческое» в поведении человека, раскрыть социально-психол. механизмы формирования личности, подчеркнуть активное творческое начало в личности.

Источники? Шибутани Т., Социальная психология, пер. с англ., М., 1969; Совр. заруб, социальная психология. Тексты, под ред. Г. М. Андреевой, H. H. Богомоловой и Л. А. Петровской, М., 1984. Лит.: Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А., Совр. социальная психология на Западе, ЕМ.1, 1978; Бурменская Г. В., Обухова Л. Ф., Подольский А. И., Совр. амер. психология развития, [М.], 1986.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»