ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОE ОБРАЗОВАНИЕ это:

ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОE ОБРАЗОВАНИЕ

система подготовки преподавателей техн. и спец. дисциплин, мастеров производств. обучения для проф. уч. заведений, уч. подразделений на предприятиях и для ст. классов общеобразоват. школ с политехн. уклоном. В Рос. Федерации к инж.-пед. персоналу относятся специалисты с высшим (полным и неполным) образованием. Квалификация «инженер-педагог» профилируется по осн. отраслям произ-ва и бытового обслуживания; предполагает инж., технол., психолого-пед. подготовку и получение разряда по рабочей профессии.

Подготовка инж.-пед. кадров для школ ФЗУ и техникумов впервые была развёрнута в Моск. индустриально-пед. ин-те им. К. Либкнехта (осн. в 1923).

В 20-х гг. предпринимались попытки организовать инж.-пед. подготовку как надстройку на базе высш. образования. С этой целью были открыты высш. пед. курсы (срок обучения 1 год) при МВТУ (1924—29), Ин-те нар. х-ва им. Г. В. Плеханова (1925—29), С.-х. академии им. К. А. Тимирязева (1924—29). Преподавались основы психол.-пед. знаний, методика преподавания спец. дисциплин в техн. уч. заведениях. Обучение на таких курсах оказалось в противоречии со сложившимися жизненными установками самих слушателей — практически выпускников вузов, готовивших себя к инженерной, а не к пед. деятельности. Пед. знания, дававшиеся на курсах, по объёму и качеству значительно уступали техн. и др. дисциплинам; не была разработана и методика для преподавания пед. знаний инженерам. Для подготовки преподавателей профтехшкол в отраслевых вузах открывались также пед. ф-ты. Для вузов, ориентированных на подготовку хоз. кадров, такие ф-ты оказались непрофильными и внимания их развитию и специфич. направленности не уделялось. В 20—30-х гг. И.-п. о. не удалось довести до уровня отрасли высш. образования. Задачу подготовки пед. кадров для проф.-тех. обучения рабочих и мастеров решали гл. обр. инструкторские отделения при вузах и индустр.-инструкторские техникумы (срок обучения 2,5— 3 года). В 1931 ВСНХ издал приказ об организации особых курсов инструкторов производств. обучения, но фактически из-за отсутствия производств. подготовки они готовили преподавателей спец. дисциплин. После 1943 вузов для подготовки инж.-пед. кадров не было. До 60-х гг. комплектование ремесл. училищ, школ ФЗО и др. преподавателями общетехн. и спец. дисциплин осуществлялось за счёт гл. обр. практиков, направляемых с произ-ва.

В 60-х гг. вновь начата подготовка преподавателей спец. дисциплин с квалификацией «инженер-преподаватель» на инж.-пед. ф-тах втузов. Для специальностей горное дело, электроэнергетика, машиностроение, стр-во, с. х-во втузами были разработаны отд. уч. планы, предусматривавшие психол.-пед. общеинженерные и производств.-отраслевые циклы дисциплин .

В нач. 70-х гг. Мин-вом просвещения СССР и Госпрофобром СССР была разработана модель специалиста-преподавателя, способного проводить теоретич. и практич. обучение в СПТУ, а также внеклассную воспитат. работу. В основе модели —концепция неразрывности обучения и воспитания в процессе проф. подготовки в СПТУ, с учётом изменения характера труда рабочего в условиях совр. произ-ва. В уч. планы были включены циклы проф.-прикладных дисциплин, направленных на развитие творческих способностей и эстетич. воспитание, а также на подготовку к внеклассной работе с учащимися. Для овладения преподавателями рабочей квалификацией широкого профиля (на уровне 4—5-го разряда) предусмотрен приём на обучение только выпускников СПТУ и организация летнего трудового семестра по профилю специальности. Подготовку таких специалистов с новой квалификацией («преподаватель-мастер») начали Мо-зырский (с 1976) и Херсонский (с 1980) пед. ин-ты. В 1979 основан специализиров. Свердловский инж.-пед. ин-т (СИПИ), к-рый разработал свой уч. план с углублённой инж. подготовкой и начал выпускать специалистов с квалификацией « инженер-педагог ».

К 1987 в подготовке инж.-пед. кадров с высш. образованием для профтехшколы принимали участие 45 ин-тов: 1 инженерно-педагогический, 28 технических, 12 сельскохозяйственных и 4 педагогических. В сер. 80-х гг. большинство инженеров-преподавателей (выпускников втузов) имело недостаточную психол.-пед. подготовку, особенно для работы с т. н. трудными подростками, узкий инж.-техн. кругозор, низкий уровень владения навыками рабочей профессии.

Устранение недостатков зависело от комплексного решения ряда проблем. Нуждалась в органичном объединении инж. и пед. подготовка в рамках И.-п. о. Необходимостью стало преодоление традиционной для втузов ориентации на подготовку инженера-производственника. Ущерб качеству И.-п. о. наносил отказ от преобладания в психол.-пед. цикле теоретич. занятий над практическими, нацеленность на репродуктивную деятельность в ущерб творческой, ведущей в профессии педагога. Предстояло углубить пед. и метод. проработку содержания обучения по рабочей профессии.

С 1987 в перечень специальностей высш. школы введена единая группа инж.-пед. специализаций; система И.-п. о. начала переходить на подготовку специалистов единой квалификации —ч инженер-педагог». В 1992 специалистов с И.-п. о. выпускали 20 рос. вузов. Использовалось св. 20 уч. планов, ориентированных на разл. отрасли произ-ва, с углублёнными курсами гуманитарной, психолого-пед. и метод. подготовки. Инж.-пед. ин-т в Екатеринбурге начал реализацию своей модели непрерывного И.-п. о. с преемственностью программ высшего проф.уч-ща (лицея), индустр.-пед. техникума (колледжа), кафедры или отделения вуза; эта модель предполагает также повышение квалификации специалиста, возможность обучения в аспирантуре и т. д. На базе ин-та действует (с 1987) межвузовское объединение, координирующее разработки св. 100 уч. центров И.-п. о. (часть их за пределами Рос. Федерации) и деятельность 15 науч.-метод. советов. В 1992 ин-т получил право междунар. сертификации уч. программ для студентов и преподавателей по неск. специальностям.

Лит.: Проблемы проф. подготовки инженеров-педагогов. Межвузовский сборник, Ростов н/Д., 1984; Зеер Э. Ф., Психол.-пед. методы исследования инж.-пед. образования, Свердловск, 1986; Психол.-пед. проблемы инж.-пед. образования. Сб., Свердловск, 1986; Формирование инж.-пед. кадров. Сб., Свердловск, 1987; Содержание подготовки инженеров-педагогов. Сб., Свердловск, 1988; Содержание и перспективы развития инж.-пед. образования, Свердловск, 1990; Рос. внж.-пед. работник перед лицом новых проблем, Свердловск, 1992.

М. М. Волков, Е. В. Ткаченко.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»