ДЬЮИ

ДЬЮИ
(Dewey) Джон (20.10.1859, Берлингтон, шт. Вермонт, — 1.6.1952, Нью-Йорк), амер. философ, психолог и педагог. Окончил Вермонтский ун-т (1879). Проф. Мичиганского (1884—94), Чикагского (1894—1904) и Колумбийского (1904—30) ун-тов. Развил новый вариант прагматизма — инструментализм, разработал прагматистскую методологию в области логики и теории познания. Согласно Д., разл. виды человеческой деятельности суть инструменты, созданные человеком для разрешения индивидуальных и социальных проблем. Познание трактовал как сложную форму поведения, в конечном итоге — средство борьбы за выживание. Истина определяется Д. как практич. эффективность, полезность. Помимо неизменных истин отвергал существование и неизменных этич. норм, объявляя успех, практич. целесообразность критерием нравственности. Мораль как и наука составляет лишь техническое, оперативное средство социального маневрирования в любых интересах. Отвергая традиц. формы религии, выдвигал свою «натуралистическую», или «гуманистическую», религию. Эстетическое сводил к чувственному и трактовал как выражение гармонии, равновесия между организмом и средой. В социальной области выступал как идеолог либерализма, «амер. образа жизни», классового сотрудничества и «мелиоризма», т.е. постепенного улучшения общества (особое место в этом процессе отводил реформам в области образования).

Цель теории воспитания Д. — формирование личности, умеющей «приспособиться к разл. ситуациям» в условиях «свободного предпринимательства» (см. также Прагматистская педагогика). Подверг критике господствовавшую в США школу за отрыв от жизни, абстрактный схоластич. характер обучения и предложил реформу всей шк. системы. Щк. системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, он противопоставил обучение «путём делания», т.е. такое, при к-ром все знания извлекались из практич. самодеятельности и личного опыта ребёнка. В школах, работавших по системе Д., не было постоянной программы с последоват. системой изучаемых предметов, а отбирались только знания, необходимые для жизненного опыта учащихся. Впервые теория Д. получила практич. применение в организованной им при Чикагском университете экспериментальной «школе-лаборатории» (1896- 1904).

Д. придерживался т. н. педоцентрич. теории и методики обучения (см. Tledo-центризм), согласно к-рой роль учителя в процессах обучения и воспитания сводится в основном к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их любознательности. В методике Д. наряду с трудовыми процессами большое место занимали игры, импровизации, экскурсии, худож. самодеятельность, домоводство. Воспитанию дисциплины учащихся Д. противопоставлял развитие их индивидуальности.

В трудовой школе труд, по Д., является средоточием всей уч.-воспитат. работы. Выполняя разнообразные виды труда и приобретая необходимые для трудовой деятельности знания, дети тем самым готовятся к предстоящей жизни. Большое значение Д. придавал семейному воспитанию и вовлечению родителей в решение пед. задач. С этой целью им была организована «Ассоциация родителей и учителей». Педоцентрич. концепция Д. оказала большое влияние на общий характер уч.-воспитат. работы школ США и нек-рых др. стран, в частности сов. школы 20-х гг., что нашло своё выражение в т. н. комплексных программах (см. Комплексная система обучения) и в методе проектов. Д. неоднократно посещал разные страны (Китай, Японию, Мексику, Великобританию, Турцию) для распространения своих пед. идей; в 1928 приезжал в СССР.

Соч.: Ideals, aims and methods of educati-on, L., 1922; Human nature and conduct, N. Y., 1930; Experience and education, N. Y., 1948; в рус. пер. — Введение в философию воспитания, М., 1921; Психология и педагогика мышления, Берлин, 19222; Школы будущего, М., 1922; Школа и ребенок, М — П., 19232; Школа и общество, М., 1925.

Лит.: Гончаров Л. Н., Школа и педагогика США до 2-й мировой войны, М., 1972; Вульфсон Б. Л., Джон Дьюи и сов. педагогика, «Педагогика», 1992, № 9 — 10; Cl aparede Ed., La pedagogie de J. Dewey, Nchät. — P., 1913; Rippe F., Die Pädagogik J. Deweys..., [s. 1.], 1934; Smith M., J. Dewey and moral education, Wash., 1939; Thomas M. H., J. Dewey. A. centennial bibliography, Chi., 1962; Dykhuizen G., The life and mind of J. Dewey, Edwardsville — [a. o.], 1973.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ДЬЮИ" в других словарях:

  • ДЬЮИ — (Dewey) Джон (1859 1952) амер. философ, основоположник инструменталистской версии прагматизма. Им написано более 30 книг, охватывающих психологию, эпистемологию, этику, логику, эстетику, социальную философию, образование. Учился в унтах Вермонта… …   Философская энциклопедия

  • ДЬЮИ —         (Dewey) Джон (1859 1952) амер. философ, психолог, гл. представитель прагматизма. Окончил Вермонт. ун т (бакалавр искусств) и ун т Джона Гопкинса (доктор философии). Преподаватель и проф. философии (1884 94) в ун тах Мичигана и Миннесоты.… …   Энциклопедия культурологии

  • Дьюи — (англ. Dewey)  фамилия. Известные носители: Дьюи, Джордж  Адмирал ВМС США. Дьюи, Джон (John Dewey; 1859 1952)  американский философ и педагог, представитель прагматизма. Дьюи, Мелвил (Melville Dewey; 1851 1931) … …   Википедия

  • ДЬЮИ — (Dewey) Джон (1859 1952), американский философ, один из ведущих представителей прагматизма. Предложил реконструкцию философии , чтобы придать ей практическую значимость. Развил концепцию инструментализма, согласно которой понятия и теории… …   Современная энциклопедия

  • ДЬЮИ — (Dewey) Джон (1859 1952) американский философ, систематизатор прагматизма, создатель школы инструментализма. Преподавал в Мичиганском, Чикагском, Колумбийском (1904 1931) университетах. Основные сочинения: ‘Школа и общество’ (1899), ‘Исследования …   История Философии: Энциклопедия

  • ДЬЮИ — (Dewey) Джон (1859 1920) американский философ, систематизатор прагматизма, создатель школы инструментализма. Преподавал в Мичиганском, Чикагском, Колумбийском (1904 1931) университетах. Основные сочинения: «Школа и общество» (1899), «Исследования …   Новейший философский словарь

  • Дьюи — Дьюи, Джордж …   Морской биографический словарь

  • Дьюи Т. — Томас Дьюи Томас Эдмунд Дьюи (англ. Thomas Edmund Dewey; 24 марта 1902  16 марта 1971)  51 й губернатор штата Нью Йорк (1943 1955) и проигравший кандидат в президенты США от республиканцев на выборах президента США 1944 года и 1948 года.… …   Википедия

  • Дьюи Т. Э. — Томас Дьюи Томас Эдмунд Дьюи (англ. Thomas Edmund Dewey; 24 марта 1902  16 марта 1971)  51 й губернатор штата Нью Йорк (1943 1955) и проигравший кандидат в президенты США от республиканцев на выборах президента США 1944 года и 1948 года.… …   Википедия

  • Дьюи Д. — Джон Дьюи Дата и место рождения: 20 октября 1859, Барлингтон, штат Вермонт Дата и место смерти: 1 июня …   Википедия

  • Дьюи М. — Мелвил Дьюи (Мелвилл Луис Косут Дьюи, англ. Melville Louis Kossuth Dewey; будучи сторонником орфографической реформы английского языка, в поздние годы писал своё имя как англ. Melvil Dui; 10 декабря 1851  26 декабря 1931)  американский… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»